lampalupa.ru

Что такое прямая демократия. Прямая демократия

непосредственное участие каждого гражданина (1 человек = 1 голос) в управлении и законодательской деятельности.

Демократия как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника, возникла еще во времена доклассового общества, еще не оформленном в государство.

В условиях родоплеменного строя демократия была прямой, непосредственной. Наиболее важные вопросы жизни племени (выборы вождя, решение о переселении, о войнах с соседями и т. п.) решались на общих собраниях взрослых членов сообщества. Очевидно, что в условиях победы патриархальных отношений в родовом обществе полноправными участниками таких собраний могли быть только мужчины. Эта норма (с некоторыми изменениями) просуществовала в законодательстве даже самых развитых демократических государств вплоть до начала XX в., а в некоторых сообществах (части мусульманских стран) действует и по сей день.

Народные собрания, как правило, собирались в определенное время года, в священные для данного народа дни, и проводились в месте, связанном с сакральными традициями рода или племени. Во времена язычества у многих европейских народов существовал обычай приносить перед началом собрания обильные жертвоприношения божествам, после принятия христианства - для успеха мероприятия устраивали молебны.

Прямая демократия была распространена в малых городах-полисах древней Греции. Демократические процедуры могли осуществляться в них в силу малой величины полисов и немногочисленности участвующих в управлении свободных людей (граждан).

Платон критиковал античную форму прямой демократии как строй, «не имеющий должного управления», и «нисколько не озабоченный тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности».

Полисы с демократическим управлением как правило оказывались неустойчивыми как внутренне (на смену демократии часто приходила деспотия), так и в противостоянии с сильным внешним врагом. Один из древнейших парламентов планеты - исландский альтинг - также вырос из народного собрания - тинга.

Сильны были традиции непосредственной демократии и на Руси. В новгородском вече могли участвовать все взрослое мужское население города и свободные крестьяне из окрестных деревень. Формально именно вече могло избирать и смещать высших должностных лиц, утверждать новые законы и отменять старые, объявлять войну и заключать мир. Но, как и в других странах, где сложилась классовая структура и образовалось государство, вечевой строй в Новгороде и Пскове являл собой пример переходного этапа от непосредственной демократии к иному типу общественного устройства.

Реальная власть в этих городах принадлежала знати и купечеству, для которых одобрение вече сформулированных правящей верхушкой решений носило номинальный характер. Неудивительно, что упразднение вечевых институтов после присоединения Новгорода и Пскова к Московскому государству не вызвало серьезных социальных и политических последствий и народных волнений.

Элементы непосредственной демократии проявлялись и в дальнейшей истории России, как во время проведения Земских соборов в XVI–XVII вв., так и во время народных волнений. В ходе стрелецких бунтов именно этими служивыми людьми принимались в интересах той или иной группы боярства и дворянства решения о выборах царя, назначении или наказании высших должностных лиц.

Со временем, по мере усложнения решаемых государством задач, прямая демократия была практически повсеместно вытеснена монархическими формами правления. В буржуазных обществах демократия приобрела новые черты, отличные от прямого, непосредственного участия граждан в управлении и законотворчестве.

Либеральная демократия, основы которой формировались в XVIII в., базировалась на доктрине народного суверенитета Дж. Локка (1632–1704), согласно которой источником всякой власти в государстве является народ (он сам выбирает себе власть с тем, чтобы она проводила в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица»).

Буржуазные революции XVIII - XIX вв. в Европе и Америке привели к созданию во многих странах парламентских республик, введению всеобщего избирательного права. Специфика процедур, обеспечивающих каждому гражданину участие в управлении государством, обусловила формирование двух основных форм существования современной демократии.

Представительная демократия, характерная для западных стран, предполагает, что народ выборными методами делегирует функции управления своим компетентным представителям.

Плебисцитарная же демократия (была принята, например, в СССР) подразумевает, что власть сама выбирает курс и осуществляет управление, а народ либо поддерживает, либо не поддерживает, не вдаваясь в детали.

Суть обеих форм демократии - в опосредованном участии граждан в принятии решений и законов, в управлении на государственном или местном уровне.

Многие традиции прямой, непосредственной демократии, когда решения принимались не путем всеобщего голосования, а через народное одобрение (или неодобрение), сохранились в практике современной общественной жизни. Митинги, акции протеста, иные массовые мероприятия, когда процедура скрупулезного подсчета голосов попросту невозможна, по форме воспроизводят народные собрания древности.

Элементы прямой демократии в виде законов о референдумах, забастовках, митингах, петициях и обращениях сохранены в законодательствах разных стран. С возникновением тоталитарных, фашистских режимов в первой половине XX в., что явилось логическим следствием развития буржуазного тотального государства, произошел своеобразный ренессанс прямой демократии, когда правящие элиты для укрепления своей власти провоцировали массовые формы общественной активности (партийные съезды, народные почины, движения, кампании в масштабах целой страны и проч.).

Огосударствление общества, «массовизация» человека происходит и сейчас, но уже на принципиально иной основе - в условиях информационного общества и «нового мирового порядка», основанного на господстве ТНК. Поэтому на современном этапе проявления непосредственной демократии (митинги, акции, марши) являются просто способом манипуляции массовым сознанием в интересах правящих элит. Этим же целям служат и такие методы демократического управления как референдумы, опросы, консультации, «круглые столы».

Нередко методы «прямого действия» используются, когда традиционные демократические процедуры не приводят к нужным для правящей мировой элиты целям - в ходе «бархатных революций», являющихся результатом манипуляции общественным мнением извне с помощью современных политических технологий и средств холодной войны. Более того, именно сторонники либерального государства на самом деле ныне превратились в его яростных врагов, т. к., отрицая традиционные демократические институты, подвергая сомнению итоги выборов, они все активнее прибегают к деструктивной политической деятельности, к примитивным формам общественной активности, восходящим к родоплеменной демократии.

В связи с развитием коммуникации, ростом образования в обществе некоторые теоретики (Барбер, Тоффлер, Нэсбит, Гроссман, Рейнгольд, Пэл, Роудз и др.) заговорили об эре возвращения к прямой демократии. Появились даже термины «теледемократия» и «кибердемократия», предполагающие использование интерактивных возможностей радио, телевидения и интернета для обсуждения и выработки законов, голосования, управления. Правда, никто из теоретиков так и не нашел способа избежать манипуляции, торжества некомпетентности, потери времени в связи с вовлечением больших масс людей в процессы управления. На сегодняшний день данные проекты не нашли применения на практике.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Прямая демократия (Непосредственная демократия) - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населœением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия - это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населœения (граждан государства), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединœения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

1) выборы - избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) всœе депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом (в Российской Федерации судьи назначаются президентом). Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (к примеру командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателœей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 - 1799 гᴦ. и в Лигурийской Республике 1797 - 1799 гᴦ.

2) народное голосование (референдум) - принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителœей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум должна быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение - право группы избирателœей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива - право группы избирателœей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы - встречное предложение - право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая должна быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат - право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу (в Российской Федерации императивный мандат не запрещён, но и не прописан).

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум ʼʼснизуʼʼ, то есть по инициативе простых граждан - очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Обе формы осуществления власти - непосредственная и представительная - отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делœегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть состоит в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителœей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета͵ установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы должна быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы - в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всœех слоёв населœения.

Прямая и представительная демократия

Прямая демократия (Непосредственная демократия) - форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия - это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

1) выборы - избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) все депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом (в Российской Федерации судьи назначаются президентом). Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (например командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 - 1799 гг. и в Лигурийской Республике 1797 - 1799 гг.

2) народное голосование (референдум) - принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум может быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение - право группы избирателей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива - право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы - встречное предложение - право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат - право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу (в Российской Федерации императивный мандат не запрещён, но и не прописан).

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан - очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Обе формы осуществления власти - непосредственная и представительная - отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы - в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

Представительная демократия -- политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

Одной из первостепенных задач, которые в настоящее время стоят перед Россией, является выбор оптимального механизма власти, позволяющего наиболее полно учитывать интересы граждан и обеспечивающего подлинное народовластие. По Конституции России именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти, органы местного самоуправления. Соответственно различаются непосредственная и представительная демократия. Представительная демократия основывается на ряде принципов: во-первых, высшие органы государства формируются исходя из воли народа, определяемой результатами всеобщих выборов; во-вторых, предполагается, что решение наиважнейших вопросов государственной жизни отнесено к компетенции представительных органов власти; в-третьих, представительная демократия исходит из равного доступа граждан к государственной службе.

Таким образом, представительную демократию можно определить как форму организации участия народа в осуществлении государственной власти, то есть определенного общественного отношения, состоящего в политическом руководстве обществом через представительные органы власти.

Существует достаточно много взглядов по поводу приемлемости именно представительной демократии. Так, Ш. Монтескье считал, что народ непригоден для решения важнейших государственных дел. Именно избираемые представители способны с наилучшим результатом обсуждать государственные вопросы. Безусловно, Монтескье был приверженцем народного представительства. Он полагал, что представительное собрание "следует избирать не для того, чтобы оно выносило какие-нибудь активные решения - задача, которую оно не в состоянии хорошо выполнить, - но для того, чтобы создавать законы или наблюдать за тем, хорошо ли соблюдаются законы, которые уже им созданы...".

Напротив, Ж.Ж. Руссо, по сути, отрицал представительную форму правления. Он придерживался точки зрения, что депутаты не могут быть представителями народа, они лишь уполномоченные, комиссары, которые просто не имеют права что-либо окончательно решать. Соответственно, закон не может становиться таковым, пока непосредственно народ не утвердит его. Тем не менее, саму идею существования определенного органа, избранного народом, Руссо не отвергал.

Не отвергали идею создания представительного органа и марксисты. Полновластие представительных органов ими мыслилось как проявление полновластия народа. В этой связи представительные органы, по их мнению, не должны являться полновластными субъектами, так как их права всегда ограничены самими избирателями. Основоположники марксизма особо подчеркивали необходимость соединения законодательной деятельности и функции исполнения законов в одном органе - в выборном представительном учреждении. В этом - концентрации всей реальной власти у исполнительных органов - они видели единственную практическую возможность, чтобы уйти от традиционных недостатков парламентаризма и, прежде всего, избежать превращения представительных органов в "собрания пустых разговоров".

Конечно же, нельзя отрицать, что у представительной демократии есть свои негативные стороны: не всегда оперативен процесс создания законов, существуют сложности в соединении интересов различных социальных слоев и групп, не всегда квалификация депутатов (представителей народа) позволяет создавать качественные законы. Однако об отказе от представительной демократии не может быть и речи. Именно представительные органы (парламенты) при соответствующих политико-экономических и социальных условиях способны с высокой степенью точности выражать мнение и волю больших масс людей, крупных социальных общностей, уравновешивать и сдерживать исполнительную власть. В представительном органе призваны разрешаться и социальные конфликты, возникающие на базе столкновения разных социальных интересов - в этом условие стабильности общества. Можно согласиться с утверждением, что представительная система - это замечательное открытие в области управления делами общества.

В настоящее время практически в каждой стране функционирует свое представительное учреждение. И Россия - не исключение. В связи с этим хотелось бы остановиться на вопросах становления представительной демократии в нашей стране, проанализировать состояние данного института в современных условиях развития российского общества.

К началу ХХ столетия, когда в Европе уже сложились развитые парламентские системы с четко определенными законом порядком формирования высших представительных учреждений и компетенцией, со сложившимися традициями и особыми процедурами, Россия еще оставалась неограниченной монархией. Попытки в XIX веке провести реформы, хотя и в усеченном виде, учреждавшие народное представительство, не имели успеха (проект Сперанского при Александре I, проекты Валуева и Лорис-Меликова при Александре II). Лишь 6 августа 1905 года император Николай II издал высочайший манифест об учреждении законосовещательной Думы (получивший название "булыгинской") и акты "Учреждение Государственной Думы" и "Положение о выборах в Государственную Думу". По этим актам Дума как представительный орган населения Российской империи создавалась для предварительной разработки и обсуждения законодательных положений. Законодательной властью Дума не наделялась и была зависима от императора. "Булыгинская Дума" так и не была созвана.

  • 17 октября 1905 года Николай II издает манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", которым населению были дарованы "основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов" и установлено правило, что "никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы".
  • 20 февраля 1906 года был издан еще один высочайший манифест "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы" и указы "О пересмотре учреждения Государственного Совета", "Учреждение Государственной Думы". 23 апреля появляется новая редакция "Свода основных государственных законов". Этим завершается ряд законодательных актов, призванных ограничить самодержавие в России. Государственная дума и Государственный совет по сути дела стали представительными законодательными органами в государстве. Ст. 106 Основных государственных законов гласила, что Государственный совет и Государственная дума пользовались "равными правами в делах государства". Отсюда следовало, что никакой закон не получает дальнейшего движения, если он отклонен Государственным советом. Государственная дума образовывалась из членов, избираемых населением Российской империи. Все избиратели делились на 4 курии, не равные по числу предоставляемых им голосов: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Государственный совет образовывался несколько иначе. Он состоял из членов по назначению и по выборам: количество членов, но назначению не могло превышать общего числа членов по выборам. Состав членов по назначению пересматривался ежегодно 1 января. Избрание членов Государственного совета производилось от 5 курий: 1) губернских земских собраний; 2) дворянских обществ; 3) православного духовенства; 4) академии наук и университетов; 5) совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ. Всего в I Государственном совете было 196 членов: 98 назначенных и 98 выбранных. Правовое положение членов Совета по назначению коренным образом отличалось от положения членов по выборам. Последние (как, впрочем, и депутаты Государственной думы) пользовались неприкосновенностью и не были связаны отчетом перед избирателями, тогда как члены по назначению оставались должностными лицами, занимавшими определенный класс должности, и находились в непосредственной зависимости от монарха. Государственный совет как бы стал верхней палатой, и его деятельность свидетельствовала о приспособлении правительственного аппарата к требованиям действительности: Совет был призван играть роль некоего буфера между Государственной думой и монархом. Государственная дума и Государственный совет наделялись достаточно широкими полномочиями. К ведению Думы были отнесены: "а) предметы, требующие издания законов или штатов, а также изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, - на основании установленных правил; в) отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи; г) дела об отчуждении государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения; д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов; ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым повелениям". Независимо от этого и Думе, и Совету были предоставлены право законодательной инициативы, право требовать разъяснений у членов Совета министров, право обращения с запросами, право составления Наказа, право внесения изменений в бюджет: включать в проект росписи новые кредиты или увеличивать уже внесенные правительством.

Таким образом, с формально-юридической точки зрения Государственная дума и Государственный совет, как нижняя и верхняя палаты, обладали характерными для парламента (представительного учреждения) правами. Тем не менее, деятельность Совета и Думы не была гладкой. Нередко они наталкивались на ощутимое противодействие исполнительной власти. Так, например, запросы депутатов членам правительства зачастую лишь сухо выслушивались. Ответы на них были чисто формальными, а на деле ничего не изменялось. Выборы в Государственную думу и в Государственный совет не были всеобщими, носили неравный, цензовый характер. Правда, не стоит забывать, что само понятие "всеобщие выборы" с тех пор изменилось. Избирательное право самых демократических стран на определенном этапе было цензовым. Нигде оно не возникало как всеобщее, равное и прямое избирательное право. Были различные переходные, промежуточные стадии, и не всеобщее в нашем понимании право оценивалось как таковое. Можно утверждать, что с 1906 года самодержавие не только формально, но и фактически ограничивалось Думой и Государственным советом в сфере законодательства и бюджета. Провести закон помимо Государственного совета и Думы указом царя было можно, но только в порядке исключения. Получить иностранный заем без прямого или косвенного согласия Думы было либо невозможно, либо крайне затруднительно. Правительство не могло обойти Думу и Совет при введении новых налогов и утверждении в бюджете расходных статей. Следовательно, по своему статусу и по реальной роли Государственную думу и Государственный совет можно рассматривать как формирование типа двухпалатного представительного учреждения. Это были самостоятельные государственные органы, устранить которые от участия в решении вопросов, отнесенных к их ведению законом, монарх своей волей не мог. С возникновением народного представительства народ получил право голоса в том смысле, что законы не должны были издаваться против воли парламента.

Эволюционный ход развития народного представительства в России прервала февральская революция. Государственный совет был фактически ликвидирован в мае 1917 года: 1 мая были упразднены должности членов Совета по назначению, 5 мая - департаменты, а особые присутствия реорганизованы. Фактически бездействовала канцелярия, обеспечивающая делопроизводство в Государственном совете. Официально Государственный совет и канцелярия были упразднены рабоче-крестьянским правительством - СНК - 13 декабря 1917 года. В разгар февральской революции был создан временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде. Вскоре этот комитет был преобразован во Временное правительство. 2 марта 1917 года было опубликовано постановление Временного правительства о роспуске Государственной думы со ссылкой на то, что в это время началось избирательное производство в Учредительное собрание.

В то время в стране возникла ситуация "перерыва права", для ликвидации которой предполагали создать представительный орган в виде Учредительного собрания для решения вопроса о государственном строе. В верности Учредительному собранию как всеобъемлющему символу народовластия клялись самые различные политические силы. Параллельно с этим все большее значение приобретают советы (своеобразные учреждения, представлявшие интересы различных групп населения: рабочих, солдат, крестьян). Передача всего суверенитета власти Учредительному собранию была основой компромисса между Государственной думой и Советами, приведшего к образованию Временного Правительства (до созыва Учредительного собрания). Выборы в Учредительное собрание должны были осуществляться на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования по пропорциональной системе. Возрастной ценз был установлен в 20 лет. Предполагалось, что Учредительное собрание вручит высшую исполнительную власть президенту, облеченному широкими полномочиями (он не должен был отчитываться перед Собранием, в его компетенцию должно было входить назначение председателя совета министров, ответственного перед Учредительным собранием). Таковы были контуры предполагаемой российской конституции. Но тогда, к сожалению, вопрос о конституции решался не в комиссиях, а на улицах и площадях городов в открытых классовых столкновениях.

Противоречивой по отношению к Учредительному собранию была позиция Временного правительства. С одной стороны, оно начало свою деятельность с обещания не предвосхищать решений Учредительного собрания и откладывало не только политические, но и насущные социально-экономические вопросы. С другой стороны, объявив своей главной задачей срочный созыв Учредительного собрания, Временное правительство не смогло это организовать в течение 8 месяцев. Последнюю точку в истории Учредительного собрания поставили большевики. После победы февральской революции они активно использовали лозунг Учредительного собрания, правда, трактуя его как подготовку к переходу всей полноты власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Сам октябрьский переворот также был проведен под лозунгом защиты Учредительного собрания от правительства буржуазии, которое "не хотело проводить выборы". Созванное в начале 1918 года Учредительное собрание, не проработав и дня, было разогнано большевиками. Взявшие власть в свои руки большевики внедрили свою собственную систему представительства.

В нашей стране с победой Октябрьской революции 1917 года утвердился государственный механизм, основой которого были объявлены советы. Большевиками особо подчеркивалось, что они дают возможность использовать выгоды непосредственной демократии и некоторых элементов парламентаризма, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию, и исполнение законов. Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах должна была принадлежать соответствующим советам. Высшей властью в государстве провозглашался Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР. Но, конечно же, государство не могло успешно развиваться без специализированных структур, способных осуществлять функции управления. Поэтому в Конституции 1918 года предусматривалось создание Совета Народных Комиссаров и наркоматов.

Конституция СССР 1936 года кардинальным образом изменила советскую представительную систему, в нее были внесены элементы "парламентаризации". Впервые было отчетливо заявлено о том, что существует законодательная власть, которую был призван осуществлять Верховный Совет СССР как высший орган государственной власти страны (ст. 32, 36 Конституции СССР 1936 г.). Верховный Совет в отличие от Съезда Советов формировался на депутатской, а не на делегатской основе. Выборы депутатов в Верховный Совет формально были всеобщими, равными, прямыми и тайными. Однако реально ни на форме и методах правления, ни, тем более, на общем состоянии общественных отношений это никак не отразилось.

Конституция СССР 1977 года закладывала определенный потенциал для демократизации государственной жизни. Советы народных депутатов объявлялись политической основой СССР, им были подотчетны и подконтрольны все другие государственные органы. Устранялись все ограничения компетенции Верховного Совета СССР. Он мог теперь решать все вопросы, отнесенные к компетенции Президиума ВС., Совета министров, министерств и ведомств Союза ССР. Тем не менее, не нужно забывать, что реальная власть принадлежала не Верховному Совету (как представительному органу всего населения страны), а высшему руководству коммунистической партии, в конечном счете - первому лицу в партийной иерархии. Конституционные формы использовались, главным образом, как бутафория. Смена конституций нисколько не меняла данное положение вещей. Сведения, в некоторой степени, отражавшие реальную государственную жизнь, можно было почерпнуть скорее из Устава коммунистической партии, нежели из основных законов. Каждая же новая конституция в значительной степени была "товаром на экспорт". Затейливые конструкции, выходившие из-под пера советских государствоведов, призваны были демонстрировать зарубежной публике демократизм и народовластие советского строя. Реально же советская представительная система не работала, подлинного народовластия не существовало.

Следует заметить, что советская представительная система, по сути, была прикрытием тоталитарного правления в стране, последствия которого к середине 80-х годов стали очевидны. Социально-политический кризис, скрываемый до последнего момента правящей верхушкой, приобрел угрожающие для государства масштабы. В государственном управлении процветали бюрократизм и коррупция. Именно неспособность решать насущные государственные проблемы заставила власть искать новые формы управления страной. Первым шагом стала попытка реанимировать Советы, превратить их из декорации в реально действующие органы власти. В 1988 году была восстановлена съездовская система. Съезд народных депутатов объявлялся высшим органом государственной власти (ст.108 Конституции СССР). Съезду предоставлялось право принимать к рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению СССР. Аналогия со Съездом Советов СССР не вполне уместна. Если Съезд Советов возглавлял систему однородных органов, создававшихся на одних и тех же основах, то Съезд народных депутатов создавался как высший представительный и законодательный орган государственной власти без соответствующих нижестоящих структур. Съезд Советов СССР формировался на делегатской основе, на каждый съезд делегаты избирались заново. Съезд народных депутатов формировался через выборы депутатов на пятилетний срок.

Несомненно, Съезд народных депутатов СССР сыграл определенную позитивную роль в становлении представительной демократии. На съездах выявлялись и в той или иной мере согласовывались различные социальные, национальные, политические и иные интересы. Работа Съезда отражала продвижение общества по пути демократизации и, в свою очередь, стимулировала этот процесс. Решениями съездов были внесены существенные изменения в государственную и правовую системы страны. Однако со временем все более ясно становилось, что у съезда народных депутатов нет будущего. Он проявил все негативные черты чрезмерно многочисленной структуры. Трудно представить себе деловую и хорошо организованную работу одновременно более чем 2000 человек. Временами съезд напоминал митинг. Тяжеловесность формы сопровождалась дороговизной проведения съездов. Поэтому данный орган не стал, да и не мог стать эффективно работающим учреждением. В период между Съездами его функции в стране осуществлял Верховный Совет. Двухуровневая система "съезд - Верховный Совет" не компенсировала минусы съездовской структуры. Значительная часть народных депутатов ограничивала свои обязанности пребыванием на съездах, а в комитетах и комиссиях Верховного Совета по-настоящему не работала. Сложилась не очень логичная ситуация - существовало два законодательных и представительных органа, один из которых занимал подчиненную позицию к другому. Верховенство съезда определялось как тем, что он избирал членов Верховного Совета, так и поручениями, которые он давал Верховному Совету СССР. Все то же самое можно сказать о системе Съезд народных депутатов РСФСР - Верховный Совет РСФСР.

После распада СССР Российская Федерация унаследовала все те же проблемы, которые существовали в СССР, более того, возникли новые проблемы, которые не только подтвердили недееспособность старой структуры органов государственной власти, но едва не перечеркнули будущее представительной демократии в России и не привели страну к катастрофе.

Еще до распада СССР в РСФСР, как и в других союзных республиках, был введен пост президента. Налицо было очевидное противоречие. С одной стороны, ст. 3 Конституции РСФСР гласила: "Система государственной власти в РСФСР основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей...", с другой стороны, ст. 104 устанавливала: "Высшим органом государственной власти является Съезд народных депутатов. Съезд народных депутатов правомочен принять к рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР" 7 . Данные положения несовместимы по своей сути. В одном государственном организме, можно сказать, сосуществовали и противостояли, друг другу два начала. Новое - президентская власть (а президент также был избран населением России), федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственность власти перед обществом. И старое - строгая иерархия советов с ее монополией на все властные функции и коллективной безответственностью за любые решения. Действовавшая в то время Конституция не предусматривала каких-либо возможностей правового ограничения власти советов: вето президента РФ практически не работало; отсутствовала процедура роспуска и назначения досрочных выборов органов законодательной власти, свойственная нормальной системе разделения властей. Представительная и законодательная власть в лице съезда и Верховного Совета и исполнительная в лице президента и правительства проводили диаметрально противоположную политику, что значительно усугубляло социально-экономический кризис. Страна оказалась на грани хаоса. Во второй половине 1993 года политическое противостояние на федеральном уровне достигло критической точки; любые попытки найти компромисс уже не давали результата. Готовился съезд депутатов, на котором предполагалось, вопреки результатам апрельского референдума, резко ограничить полномочия президента. Президент в этих условиях прекратил полномочия депутатов, нарушив отдельные положения Конституции. Окончательное решение предлагалось принять гражданам России: проголосовать "за" или "против" новой Конституции, сформировать новый законодательный и представительный орган. Советская представительная система прекратила свое существование. Принятие новой Конституции на референдуме 12 декабря 1993 года, а также выборы в Государственную Думу заложили основу новой российской государственности.

По Конституции 1993 года в России было создано новое представительное учреждение - Федеральное Собрание. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по должности главы субъектов РФ и председатели законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Государственная Дума избирается населением России на основе всеобщих, равных, прямых, выборов при тайном голосовании. Конституция РФ содержит точный перечень вопросов, по которым Федеральное Собрание может принять решение. Часть 1 ст. 102 Конституции РФ закрепляет за Советом Федерации: а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента РФ; е) отрешение от должности Президента РФ; ж) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Часть 1 ст. 103 Конституции закрепляет вопросы ведения Государственной Думы: а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; г) объявления амнистии; д) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Именно Государственная Дума принимает законы в РФ, после чего закон должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. Однако Президент может отклонить закон, то есть наложить на него вето. Чтобы преодолеть вето Президента, необходимо одобрение данного закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Только в этом случае закон подлежит обязательному подписанию Президентом и в течение 7 дней обнародованию.

Таким образом, анализируя действующую Конституцию, можно констатировать, что произошло своеобразное перемещение центра тяжести государственной власти с представительных органов законодательной власти на исполнительную, прежде всего на президента. Парламент России утратил ряд полномочий, дающих ему право вносить коррективы в деятельность президента. Теперь глава государства имеет право самостоятельно, без участия парламента принимать решение об отставке правительства, не должен получать согласие парламента при назначении министров. Если раньше Верховный Совет РФ имел право образовывать, реорганизовывать и упразднять министерства, государственные комитеты и ведомства, то сейчас предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Председатель Правительства РФ представляет Президенту, который принимает решение по данному вопросу без какого-либо согласования с Федеральным Собранием и т. д.

Нельзя утверждать, что ныне действующий механизм власти заводит страну в тупик, наоборот, он содержит довольно четкие пути решения возможных конфликтных ситуаций во властных структурах. Тем не менее, следует согласиться с тревогой многих ученых-государствоведов и политических деятелей в связи со значительным усилением полномочий президента и ослаблением парламента. В первую очередь, думается, необходимо несколько повысить контроль за деятельностью главы государства. Так, например, Конституционному суду следует дать толкование конституционным формулировкам о Президенте как "гаранте Конституции, прав и свобод человека", его обязанностях "принимать меры по охране суверенитета РФ", обеспечивать "согласование, функционирование и взаимодействие органов государственной власти", определять "основные направления внутренней и внешней политики" и др. Данные общие положения Конституции легко могут быть использованы для обоснования действий Президента, выходящих за пределы правового статуса главы государства 8 . Может быть, стоит также пересмотреть взаимоотношения Президента и Государственной Думы по поводу Правительства - усилить ответственность Правительства перед парламентом. Дума должна оказывать большее влияние на формирование Правительства. Сейчас Правительство формируется Президентом, который с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, а затем и министров по представлению Председателя Правительства. После трехкратного отклонения представленных кандидатур главы Правительства Думой, глава государства назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Чрезвычайно полезно было бы установить правило о необходимости сразу же после полного формирования Правительства в течение определенного срока вынесения ему вотума доверия со стороны Государственной Думы с возможностью роспуска Думы в случае невнесения такового. Данное правило позволило бы, во-первых, подбирать кандидатуры в Правительство с учетом мнения представительного органа, а во-вторых, такая дополнительная поддержка Государственной Думы позволила бы Правительству более эффективно выполнять свои обязанности. И, конечно же, нужно предусмотреть правило, разрешающее Президенту отправлять в отставку Правительство только с согласия Государственной Думы, - это позволило бы в какой-то степени стабилизировать работу Правительства, сделать его более самостоятельным органом власти.

Существует и ряд вопросов относительно формирования Федерального Собрания - представительного и законодательного органа РФ. Например, высказывается точка зрения, что главам субъектов федерации и председателям законодательных собраний регионов трудно совмещать свою основную деятельность с работой в Совете Федерации. Фактически у Совета Федерации отсутствует время для глубокого анализа законопроектов, принятых Думой. К тому же главы субъектов РФ входят в единую систему исполнительных органов власти в РФ, что обуславливает их определенную зависимость от федеральных органов исполнительной власти. Для преодоления указанных негативных последствий стоит подумать о введении выборности членов Совета Федерации, при этом порядок выборов должен отличаться от выборов в Государственную Думу (например, введение определенного профессионального ценза кандидатов в члены Совета Федерации; частичная ротация в течение определенного срока членов верхней палаты; увеличение срока полномочий и т. д.).

Не в полной мере совершенна и избирательная система, применяемая при формировании Государственной Думы. В настоящее время половина депутатов Думы избирается по мажоритарной системе относительного большинства (становится депутатом тот кандидат, который набирает простое большинство относительно других кандидатов - часто бывает, что против данного кандидата голосует значительное большинство избирателей). Другая половина депутатов избирается по пропорциональной избирательной системе (голосование происходит за партийные списки, к тому же избирательные объединения, не набравшие 5% минимума голосов, исключаются из распределения депутатских мандатов). Последние выборы в Государственную Думу показали, что в совокупности избирательные объединения, не набравшие 5% голосов, получили 49% голосов. Практически мнение 49% избирателей не было учтено в ходе выборов - этим принижается значимость парламента как представительного органа всего населения страны. Все это говорит о необходимости изменения избирательного закона. Нужно либо отказаться от избрания половины депутатов Государственной Думы по пропорциональной избирательной системе, либо значительно снизить ограничительный барьер для мелких партий - следует учитывать, что партийная система в России еще не сформировалась; практически отсутствуют крупные политические объединения, пользующиеся поддержкой значительного числа населения. Мажоритарную систему относительного большинства лучше заменить на мажоритарную систему абсолютного большинства - это несколько усложнит избирательный процесс, произойдет его удорожание, однако позволит более полно отразить мнение избирателей, повысить профессионализм Парламента.

Все это лишь некоторые проблемы, связанные с процессом становления представительной демократии в современной России. Сейчас мы имеем возможность наблюдать трансформацию данного института, попытаться направить этот процесс в нужную сторону. Безусловно, у представительной демократии в нашей стране есть будущее, так как ни у кого не вызывает сомнений, что она - необходимый элемент любого общества.

Таким образом, при прямой демократии граждане страны непосредственно участвуют в принятии решении, а при представительной демократии они делегируют свои права участвовать в принятии решении в выбранным ранее лицам. Представительная демократия дает возможность упростить процедуру принятия решения и делает ее менее затратной как по деньгам так и по времени т.к. в принятии решения участвует меньшее количество народа это стало причиной тому что представительная демократия стала более распространенной чем прямая демократия однако в случае принятия особо важных решений страны прибегают к прямой демократии(проводит референдумы). Прямая демократия задействует всех граждан страны в принятии решений, что делает ее более справедливой моделью, но и более затратной.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы.

Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

По мнению президента России Дмитрия Медведева, развитие коммуникационных технологий и рост образованности граждан в обозримом будущем сделают возможным постепенный переход от представительной демократии к прямой. Об этом глава государства заявил на проходящей в пятницу встрече с активом «Единой России», посвященной вопросам модернизации. демократический политический государственный дума

По мнению президента, в России наступает эпоха возвращения к прямой демократии, и ключевую роль в этом играет Интернет. «Я думаю, что вы со мной согласитесь, что грядет эпоха возвращения в известной степени от представительной демократии к демократии непосредственной, прямой при помощи Интернета», -- сказал Медведев.

Традиционно представительную демократию рассматривали как высшую форму демократии через депутатов, представляющих волю народа. По мнению Дмитрия Медведева, это представление во многом устарело. «Представительная демократия лучше всего, но это устаревшее представление. С учетом того, какой уровень образования у наших граждан и вообще в мире, я абсолютно уверен, что элементы прямой демократии -- не только обсуждение животрепещущих вопросов, не только социологии, просто дискуссии в блогах, а именно прямой демократии, -- будут появляться в нашей жизни», -- сказал глава государства.

Демократия прямая и представительная - две основные формы народовластия, закрепленные Конституцией Российской Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через сформированные им органы государственной власти и . Основными формами прямого народовластия являются и выборы. См. Выборы, .

Референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением народовластия. устанавливает наивысший авторитет решений, принятых непосредственно народом.

Формы непосредственной демократии используются как для решения общегосударственных задач - федеральные выборы и референдум Российской Федерации, так и для решения вопросов регионального и местного значения - выборы и референдумы субъектов Российской Федерации, и местные референдумы.

Выборы и референдум являются самостоятельными формами непосредственной демократии, они не могут подменять друг друга. Также нельзя говорить о приоритете одной формы над другой, поскольку Конституция Российской Федерации обе эти формы провозглашает высшим непосредственным выражением народовластия. Посредством каждой из форм непосредственной демократии решаются определенные задачи. Выборы являются способом формирования органов власти. При этом вопросы формирования состава органов государственной власти и органов местного самоуправления не могут являться предметом референдума.

Важной формой народовластия является представительная - осуществление народом власти опосредованно, через органы государственной власти и . См. , Выборное должностное лицо. Эти органы образуются и формируются народом для повседневного осуществления власти от его имени. Способ формирования - посредством прямых свободных выборов. Контроль граждан за деятельностью органов составляют демократическую основу системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Представительная форма народовластия присутствует на всех уровнях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на федеральном уровне образуются и действуют федеральные органы государственной власти (См. Федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством учреждаются законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (См. ). На местном уровне законодательством также предусматривается обязательность наличия выборных органов (См. ).

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Демократия прямая и представительная" в других словарях:

    Прямая демократия

    Представительная демократия - Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия

    Демократия - У этого термина существуют и другие значения, см. Демократия (значения). Запрос «Народовластие» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

    Демократия (значения) - Демократия: Демократия вид политического устройства государства, при котором народ осуществляет законодательные и исполнительные функции власти непосредственно (прямая демократия) либо через своих представителей (представительная… … Википедия

    Демократия - (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора

Загрузка...