lampalupa.ru

Исток яузы находится. От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь)

Яуза — река в Московской области, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина 48 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста. Яуза проходима для небольших судов от устья до Преображенской площади (около 10 км).

Яуза - сыграла большое значение в становлении Москвы. В течение трех веков, с IX по XII вв. по ней проходили торговые пути из Южной России - во Владимир, что и послужило стремительному росту Москвы. В XVII веке Петр I основал на реке завод по выделке парусов. На Яузе было сооружено множество производственных объектов, что привело к ее значительному загрязнению. По этой причине, в народе Яузу прозвали общегородской язвой.

По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище-Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе на Яузе. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Глебовского моста находится в плохом состоянии.

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.

Мосты Яузы

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро присыпан землёй, поэтому этот «мост» малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Набережные Яузы и парковая зона

Река Яуза имеет не только техническое значение для Москвы, но и архитектурное. Благоустроенные набережные и водная гладь реки Яузы украшают город. Практически все набережные реки Яузы облицованы декоративным камнем, вдоль - сделаны пешеходные дорожки, газоны с ландшафтным дизайном, ажурная ковка ограждений. В сочетании с пешеходными мостами и, особенно, в вечернее время, когда зажигаются огни, набережные Яузы прекрасны

На сегодняшний день на берегах Яузы, поочередно находятся: парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк усадьбы Леоново, Лосиный Остров и Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк и парк усадьбы Усачёвых-Найдёновых.

Река Яуза Фото

Яуза - река в Московской области, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина 48 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Притоки Яузы: правые - Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Яуза проходима для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро присыпан землёй, поэтому этот «мост» мало замечают), шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус, два метромоста и двадцать три - пешеходных.

На берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана.

В излучинах Яузы можно увидеть десятки старинных озёр (остатки старых речных русел в поймах рек). Своё начало она берёт среди торфяных болот Лосиноостровского лесопарка вблизи реки Клязьмы. Сейчас это сильно загрязнённая мелкая река, и трудно поверить, что когда - то она была полноводной и судоходной, упоминавшейся в летописи за 1156 год в связи с заложением первого Московского Кремля.

В конце 12 - ого века Яуза потеряла своё значение как часть великого торгового пути, шедшего из Смоленска на Волгу и далее на Каспий и в Аравию. В течение нескольких столетий Яуза была основной дорогой, связывающей Москву с городами Северо-восточной Руси. Устье Яузы долгое время служило важным городским торговым местом. Торговля велась в основном хлебом - в устьевой части реки, на островах стояли мукомольные водяные мельницы, перемалывающие зерно, поступающее по Оке и Москве - реке из южных земель.

В 14-15-ых веках, берегам Яузы отдавалось предпочтение при выборе новых мест для строительства. На реке поставили множество мельниц, и почти все её притоки запрудили земельными и каменными плотинами, что сильно изменило саму Яузу. Особенно интенсивная застройка берегов Яузы начинается в 17-ом веке. Жилые дома и мануфактуры протянулись вдоль реки, от устья до Сокольников. Определённое оживление в жизнь реки внёс в конце 17- ого века император Петр Великий, который построил на её берегах фабрику по выделке парусов и создал речную флотилию. Почти одновременно здесь возникли кожевенный двор, пильная и бумажная мельница.

Дальнейшая застройка этого района промышленными предприятиями привела к тому, что из одной из самых красивых окраин Москвы того времени река превратилась в обще московскую сточную канаву. И лишь в наше время, после строительства очистных сооружений на предприятиях и переброски волжских вод в Яузу по областному каналу, качество воды в реке несколько улучшилось.

Яуза - самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река столицы (после Москвы-реки). Яуза расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км 2 (в пределах города 272 км 2). Средний расход воды около 9,4 м 3 /с.

Река берёт начало из болот на территории Лосиного Острова. Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа— Чермянку , Лихоборку , Каменку , Горячку , Копытовку , Путяевский ручей , Олений ручей , Рыбинку , Чечёру , Черногрязку , Охотничий ручей ; слева — Ичку , Будайку , Хапиловку , Синичку , Золотой Рожок , Гольяновский ручей , Леоновский (Высоковский) ручей . В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

Яуза известна по летописи 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н. Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие реки Стебельки по соседству с Яузой. Параллельно существует версия, что это искаженное «язва» - трещина, эрозия на поверхности земли.

Долина Яузы обладает интересными геоморфологическими особенностями. По своей ширине она соразмерна долине р. Москвы, а по высоте соответствует 3-й надпойменной террасе (Ходынской). Участки, соответствующие более молодым террасам (1-й и 2-й), крайне узки. Поэтому предполагают, что древняя долина Яузы (3-я терраса) выработана более мощным потоком, чем современная река. По сути это означает, что верховья Клязьмы и Яуза были одной рекой. Этим может объясняться странная близость Клязьмы от современной истокова Яузы. В доюрские времена аналог Яузы протекал значительно восточнее. Долина Яузы врезана не так глубоко, как врезаны, например, долины рек Москвы, Сходни или Сетуни. В этом сказывается пограничное положение яузской долины - между Клинско-Дмитровской возвышенностью и Мещерской низменностью. Но приречные уступы имеются и здесь. Высокий берег Яузы между устьями Хапиловки и Синички или только вблизи устья Синички назывался Введенскими горами. Левый берег ниже устья Золотого Рожка – Таганский холм. Сев. склон Таганского холма - Лыщикова гора. Из природных объектов на правом берегу Яузы были Ширяево поле (низовья Собачьего ручья), Сокольницкое поле (выше устья Рыбинки), Васильевский луг (ок. устья Яузы).

В IX - XI вв. Яуза имела общероссийское транспортное значение, являясь частью водного пути с юга России во Владимир (по верховьям Оки, вверх по Наре, через волок от Полецкого озера к верховьям р. Москвы, вниз по р. Москве до устья Яузы, вверх по Яузе, через волок от верховья Яузы на Клязьму, вниз по Клязьме). Транспортное значение Яузы было обусловлено относительной прямизной водного пути около устья (в сравнении со Сходней) и близостью верховьев от Клязьмы. Эти особенности предопределили успешное развитие

города Москвы вблизи устья Яузы.

В XII в. Яуза утратила общероссийское транспортное значение, но долго оставалась важной водной дорогой города. Если из берегов р. Москвы длительное время осваивался, в основном, только один – левый (защищённый от татарских набегов), то оба берега маленькой Яузы застраивались почти одинаково. Позднее именно по Яузе город быстрее всего «потянулся» своими многочисленными слободами прочь от центра и достиг в этом направлении максимальной протяжённости. Такое положение сохранилось до сих пор: Москва чуть больше вытянута с юга на север, чем в других направлениях. Можно считать, что благодаря Яузе Москва не стала узким приречным городом

и со временем смогла приобрести радиально-кольцевую структуру, оказавшуюся столь удобной во многих отношениях.


В XIX веке, в период бурного промышленного развития Москвы, берега Яузы беспорядочно застраиваются, река загрязняется (в шутку именуется москвичами общегородской «язвой»), но выше города она ещё какое-то время остаётся чистой и привлекательной для дачников.

В середине XX века на реке ведутся работы по строительству набережных на судоходном участке. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы . План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов . В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале – шлюз и судоподъёмник и четыре шлюза на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х годов выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом . Он был построен по проекту архитектора Г.П. Гольца. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники ). Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.


Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал , по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку . Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

В конце XX века происходит катастрофическое загрязнение и омертвение яузской воды, когда Москва резко расширяется и достигает своих современных границ, а также в несколько раз вырастает население г.Мытищи. Вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности – в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

В 2008 году после многолетнего перерыва возобновились дноуглубительные работы на Яузе. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста, весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года – в районе Лефортовского моста.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

В относительно естественном состоянии русло и долина Яузы сохранились в Главном ботаническом саду, а также в Лосином Острове около Сокольников. Ниже Лосиного Острова долина Яузы полностью трансформирована, и не застроены лишь парки - Первомайский, Лефортовский, парк усадьбы Усачёвых-Найдёновых. В последних двух сохраняются хохлатка плотная и некоторые виды других весенних лесных трав-эфемероидов. Хохлатка плотная имеется также в долине Яузы в пределах Лосиного Острова, но в небольшом количестве. Интересно, что особенно много её в парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых - ближе всего к центру города. Из водоплавающих птиц на Яузе круглый год в большом количестве присутствует утка-кряква. По учётам 1998-2000 гг. на реке выше Краснобогатырского моста, где берега естественные, бывает 12-16 выводков. Особенно много выводков скапливается в июле на Леоновском пруду около Яузы.

Зимой численность крякв на реке возрастает иногда до 1500-2000 особей, причём утки встречаются на всём её протяжении. Яуза практически не замерзает, и сюда на зимовку устремляются не только московские, но и подмосковные птицы. В некоторые годы гнездятся на Яузе гоголь и красноголовый нырок, которые тоже зимуют здесь. Изредка зимой наблюдались необычные для города виды - лебедь-кликун, серый и индийский гуси, канадская казарка, что связано с уходом их из питомников павильона «Охота и охотничье хозяйство» ВДНХ, а также ЦНИЛ Главохоты. Из представителей семейства пастушковых на Яузе гнездится камышница (на старичных водоёмах и затонах - близреспубликанской станции юннатов, у проезда Кадомцева, у моста Окружной ж/д., около устья р.Чермянки, в Старом Свиблове). Посещают Яузу также озёрные чайки и речные крачки. На пролёте отмечен кулик-перевозчик. Из околоводных воробьиных в среднем течении Яузы изредка встречаются варакушка, камышевка-барсучок, камышовая овсянка. Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе

Архипкина Анна


Малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина - 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

Протекает и в Басманном районе , по ней идёт разделение районов Басманный и Лефортово.

Притоки Яузы: правые - Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые - Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок

Судоходство

Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ на Яузе появляются суда «Мосводостока»-организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участк Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км.Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20-25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла, у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005-2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Правительство Москвы не уделяет должного внимания экологическому состоянию Яузы, несмотря на ставшие постояными случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический "яузский" запах.

Дноуглубительные работы

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста . В работах принимали участие плавкран «ПК-141» буксирные катера «Орион» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010г была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкоседящие катера типа "КС-100" "Сходня"и "Сетунь". В июле 2011г проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу

Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе «Медведково») наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба - уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой - между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, поэтому этот «мост» малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь - по которым ходит троллейбус и двадцать три - пешеходных.

Главная - Россия - Москва

Яуза является самым крупным притоком Москвы-реки и второй по величине рекой столицы.
Ее длина составляет 48 км, в городской черте - 29 км.
Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного острова, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву , где принимает многочисленные притоки.
В столице Яуза протекает в районах Медведково и Бабушкинская, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо и впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII века Яуза была известна как часть торгового пути из Москвы в Клязьму, причем участок в районе Мытищ проходили с волоком. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX до середины XX вв. считались основой первого централизованного Мытищинского водопровода. Начиная с XVIII века, берега реки Яузы от устья до Сокольников стали застраиваться, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, это сильно загрязняло воду.
В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты.
Сейчас в черте Москвы на Яузе имеется 28 автодорожных мостов, 5 железнодорожных, 2 метромоста, 6 - для трамвая, 23 - пешеходных.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке. Яуза считается судоходной для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста, который находится недалеко от Преображенской площади.

Наша прогулка начнется у Большого Устьинского моста , где Яуза впадает в Москва-реку.
Отсюда открывается великолепный вид на одну из семи высоток Москвы. Жилой дом на Котельнической набережной был построен в 1952 году (арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инж. Л.М. Гохман). Его высота составляет 176 метров, и он доминирует в районе, хорошо просматриваясь со всех окрестных улиц.


Здание состоит из трех корпусов, в которых расположены квартиры, магазины, почта, ателье и кинотеатр «Иллюзион». В центральном корпусе - 32 этажа, в боковых - 18.
Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей выполнена из мрамора и гранита, оконные проемы обрамлены металлическим декором.
Здание на Котельнической, как и многие другие высотные сооружения Москвы, используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра.
В известном доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин - архитектор дома.
Планировалось, что высотка станет стратегическим объектом. Предполагалось проложить подземные туннели, ведущие к Кремлю , Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.
Известным фактом является то, что высотку строили заключенные. Также говорят, что они позировали для скульпторов, лепивших барельефы.

С этой стороны Яузы проходит Подгорская набережная, названая так по крутому склону – Швивой горки, которая начинается отсюда.
С правой стороны находится библиотека иностранной литературы, открытая в 1922 году.
Первый изящно изогнутый пешеходный мост, который встречается на нашем пути, называется Тессинский . На этом месте он существовал как минимум с 1887 года. Свое название мост получил так в честь известного домовладельца А.И. Тессина.

Продолжим нашу прогулку по Серебрянической набережной (левая сторона по ходу движения) . Название набережной идет из XVII века, когда здесь находилась слобода Старые Серебряники, в которой жили мастера Серебряного монетного двора.
С двух сторон Яузу ограждает - решетка с советской символикой.


Серебряническая набережная переходит в Полуярославскую, названную по суконной фабрике Полуярославцева, находившуюся здесь в первой половине XVIII века.
Высокояузский мост , по которому проходит трасса Садового кольца, был построен в 1873 или 1890 году. В 1963 году его реконструировали (инженер С.И. Хейман, архитектор К.П. Савельев).

На высоком холме виднеются купола храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе .

Костомаровский мост был построен в 1941 году.


Обитель была основана митрополитом Алексием в 1357 году, свое название она получила по имени первого игумена Андроника, ученика Сергея Радонежского. Здесь хранится особо почитаемая икона Спаса Нерукотворного.
Обитель относится к первым сторожевым монастырям, построенным для защиты Москвы от вражеских атак. В монастырских стенах жил и творил великий русский живописец Андрей Рублев. Здесь же он умер и был похоронен. В настоящее время в обители обустроен Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
Также за стенами монастыря находится одна из самых древнейших построек Москвы - Спасский собор (1420-1427 гг.)
Пройдем под самым ярким мостом Яузы, который называется . Он является мостом Курского направления МЖД, построенным в 1865 году.


Своего назначения мост никогда не менял. Когда Яузу заключали в гранитные берега, его реконструировали в 1950-1951 годах, провели новые набережные через две крайние арки.
С левой стороны высится серое здание завода «Манометр».


А впереди находится элегантный пешеходный .
Он был сооружен в 1939 году и назван по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до реки.



В 1936-1939, в рамках реконструкции водного хозяйства города, на месте бывшего Золоторожского моста насыпали искусственный остров, устроили плотину и шлюз (гидроузел) по проекту архитектора Г.П.Гольца. Это единственный из 4-ех судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено Генеральным планом 1935 года. Остальные так и не были реализованы.
Его главной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.

Возле плотины всегда стоят суда для сбора мусора.

С левой стороны раскинулся район Сыромятники .
Его название происходит от стоявшей здесь в XVII веке сыромятнической слободы, в которой жили и работали шорники и другие мастера кожевенного (сыромятного) дела.
Изогнутый был построен в 1958 году на месте автомобильного моста. Его название происходит от поселка Салтыковка, который был расположен на землях, принадлежавших роду Салтыковых.


Пройдем дальше. Справа находится Лефортово .
В конце XVII века на пустынном левом берегу реки Яузы Петр I велел построить дома солдатского полка регулярного строя, первенца русской армии. Это место так и называлось - Лефортовская солдатская слобода, по фамилии одного из ближайших сотрудников и друзей молодого царя, выходца из Швейцарии , Франца Лефорта.
Дальше на нашем пути возвышается , построенный в 2003 году.


Был сооружен в 1781 году, раньше его называли Дворцовый, потому что по берегам Яузы в этой части находились дворцы. Но его переименовали в ходе реконструкции в 1940 году.
Лефортовский считается самым старым мостом в Москве.


Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, возведенного в 1692 году через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
При реконструкции 1940 года повысили проезжую часть, а ширину моста увеличили с 15 до 23 метров, причем постарались оставить старинные мостовые опоры, скопированные с Каменного моста.
С левой стороны располагаются корпуса .


Начинался МГТУ с ремесленного училища, идея организации которого вызревала очень медленно. В 1826 году императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома.
С этой целью известным московским архитектором Д.И. Жилярди был отстроен сгоревший еще в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И.П.Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.


В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведет свое летоисчисление нынешний МГТУ.
Лефортовский парк , расположенный с правой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель , протяженностью 3 км, что делает его четвертым по длине городской туннелем Европы.
был построен в 1941 году на месте более старого моста.


Пройдем мимо жилых корпусов на Яузе.

Здесь через реку переброшен Рубцов мост .

До 2002 года он не имел названия, а затем получил его по существовавшему здесь селу Рубцово-Покровское. Поселение первоначально было известно как Рубцово; в первой четверти XVII века здесь располагался загородный дворец царя Михаила Федоровича, по велению которого в 1626 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы в память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков, и село стало называться Покровское, или Рубцово-Покровское.

Ближе к Электрозаводскому мосту начинается промышленная зона.

Электрозаводский мост был сооружен в 1954 году на месте бывшего Рубцовского, первоначально называвшегося Покровский по церкви Покрова Богородицы в ближнем селе Рубцово. Современное название получил по находящемуся здесь «Электрозаводу».
Это самый загрязненный участок Яузы. Русло заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами.
Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.
Яузу окружают заводы и промышленные предприятия.

А когда-то во времена Петра I здесь находилась Преображенская слобода , которая была колыбелью новой русской армии и флота (правая сторона Яузы по ходу нашего движения) .
Здесь родились первые русские полки нового строя из тех «потешных», сыновей слуг, конюхов, егерей и прочих дворцовых служителей, которым приказали быть при мальчике Петре для его потехи.
Между 2-м и 3-м Электрозаводскими переулками были построены новые скромные хоромы для государя.
Дальше проходим под Матросским мостом , который соединяет Стромынку и Преображенскую улицу. Его построили в 1956 году на месте старого моста, построенного в 1906 году и получившего название по ближней Матросской слободе.


Петр I на правом берегу Яузы (левая сторона по ходу нашего движения) построил парусную фабрику и при ней поселил Матросскую слободу. В 1771 году фабрику перевели в Новгород, а в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом для матросов-ветеранов.
был построен в 1965 году.


Справа тянутся корпуса психиатрической больницы №4 им. Ганнушкина .
Она была открыта в 1904 году как Котовская часть Преображенской больницы. С 1936 года носит имя П.Б. Ганнушкина.
В 1684 году на месте больницы Петр I построил «потешную крепость» (Прешбург), которая имела стены с башнями, и ров с подъемным мостом.
Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице.
В 1912-14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.
И заканчивается наша прогулка на Оленьем (Глебовском) мосту , который соединяет Олений и Богородский Валы.


Мост был построен в 1982 году на спрямлённом русле реки взамен деревянного.
Свое название он получил по Глебовской плотине. До 2000-го года набережная Яузы здесь заканчивалась, теперь ее продлили до Ростокинского проезда.
От устья реки до Оленьего моста 9,6 км.

Используемая информация:
Романюк С.К. По землям московских сел и слобод

Загрузка...