lampalupa.ru

Что производят в венгрии. Экономика венгрии

Российские дипломаты всегда тщательно подходили к анализу дел в венгерской половине Дунайской империи. Кроме традиционного сбора сведений о стране местопребывания дипломатической миссии, здесь проявлялось и несколько специфических факторов. Первое -- это отношение к Австро-Венгрии, как вполне вероятному противнику, с которым рано или поздно Россия может вступить в боевые действия, что требовало наличие всесторонней информации об экономическом потенциале империи, без чего не возможно было проводить стратегическое планирование сценария возможного вооруженного конфликта с Австро-Венгрией. Отсюда военное ведомство России являлось одним из основных потребителей информации, поступающей из Генерального консульства России в Будапеште. Отметим, что военное ведомство стремилось и самостоятельно собирать сведения об Австро-Венгрии, используя контакты военно-морского и военного атташе, состоявших в посольстве России в Вене.

Территория Венгрии практически вплотную примыкала к границам Российской империи, что лишний раз актуализировало для российского политического и военного истэблишмента значимость изучения Венгрии и ее экономики. В России внимательно следили за экономическими успехами Венгрии. Венгрия являлась основным производителем продовольствия в Австро-Венгрии. В Венгрии развивались новые высокотехнологичные отрасли промышленного производства и, прежде всего, электротехническая и оборонная . Венгрия добывала полезные ископаемые, имеющие исключительное военно-стратегическое значение для воюющей страны и в данной связи Россию интересовала горнодобывающая металлургическая промышленность Венгрии. Кроме этого, в России интересовались развитием транспортной инфраструктуры страны, включая возможности порта в Фиуме. Это на прямою было связано с оценкой мобилизационных способностей Австро-Венгрии и ее армии. Венгрия в силу своего географического положения находилась между российским и балканским театрами боевых действий и от ее транспортных систем во многом зависела скорость передвижения войск империи Габсбургов.

Однако венгерская экономика привлекала внимание не только российских дипломатов и военных, но и представителей российского бизнеса. В конце XIX в. экономические взаимоотношения России и Венгрии начинают постепенно выходить из состояния ступора. И хотя их объем был еще незначителен и не соответствовал экономическому потенциалу двух стран и в Венгрии, и в России среди значительной части представителей бизнеса проявлялся взаимный интерес. Поэтому экономические круги России требовали от дипломатов полной информации о развитии народного хозяйства Венгрии.

Особое внимание к Венгрии подогревалось еще одним обстоятельством. Развитие экономик двух стран совпадало по многим позициям. Россия и Венгрия сравнительно поздно вступили на путь индустриализации, в обеих странах аграрный сектор и аграрный экспорт имели исключительное значение. И в Венгрии, и в России остро стояла задача модернизации сельского хозяйства, обе страны сильно зависели от внешних инвестиций. Уже в начале ХХ в. в две страны начинают учитывать опыт друг друга при проведении экономической политики. Поэтому генеральный консул в Будапеште В. Львов стремился снабдить Санкт-Петербург полной информацией об успехах и провалах венгерской экономики. Итоги 1900 г. князь В. Львов для народного хозяйства Венгрии оценивал скептически: «Никогда еще Венгрия не находилась под давлением такого гнетущего экономического положения, никогда она так глубоко не осознавала свою слабость, никогда ее состояние не было более безотрадно, и перспективы ближайшего будущего не отмечались большей мрачностью, как в момент подведения итогов истекшего года (1900 г. -- И. К.)» . Генеральный консул выделял два среза причин такого положения дел в Венгрии. С одной стороны, это были просчеты венгерского правительства, с другой стороны, кризис в Венгрии усугублялся конъюнктурой на мировых рынках и на это обстоятельство Будапешт никак не мог влиять.

Экономический подъем в Венгрии конца XIX в., на взгляд консула, столкнулся с ограниченными способностями потребительского рынка страны. Значительная часть населения Венгрии имело низкий уровень дохода, поэтому они не выступали в качестве активных потребителей промышленной продукции. К тому же в условиях экономического кризиса, поразившего Венгрию на рубеже XIX--XX вв., наблюдается падение уровня жизни широких слоев населения, что не могло не усугубить положение на потребительском рынке страны. Отсюда венгерская промышленность не имела больше возможностей для дальнейшего расширения производства.

Ситуация в народном хозяйстве Венгрии, по мнению Львова, осложнялось не определенностью экономических взаимоотношений Австрии с Венгрией, а также нарастанием конкуренции со стороны австрийской промышленности . В начале ХХ в. в Австрии нарастают антивенгерские настроения, в том числе и среди представителей австрийского бизнеса. Они смотрели на Венгрию как на иждивенца в составе Дунайской империи, так и Австрия, будучи экономическим центром империи, несла более 60 % общеимперских расходов. К тому же Вену вполне устраивало положение, когда Венгрия являлась аграрным придатком Австрии.

Все это, на взгляд консула, способствовало распространению в Венгрии идеи о полной экономической независимости королевства Св. Иштвана от Австрии. Генеральный консул в таком положении дел усматривал большую опасность единству империи. «В Австрии не хотят понять, что открытая и тайная враждебность по отношению к Венгрии должна побудить ее к радикальному разрешению высшей экономической задачи (получение полной экономической независимости Венгрии от Австрии. -- И. К.)» . В случае разрыва Австрией и Венгрией экономического союза от этого проиграли бы обе стороны. Австрия в этом случае теряла емкий рынок для ее промышленных товаров, где конкуренция со стороны других государств была ограничена таможенными барьерами, а Венгрии лишалась выгодного рынка сбыта для своей сельскохозяйственной продукции, теряла столь необходимые ей австрийские технологии, инвестиции и кредиты. Таким образом, генеральный консул не принадлежал к числу тех политиков и дипломатов, которые полагали, что в случае получения Венгрией полной экономической независимости ее народное хозяйство получит одни выгоды, справедливо отмечая огромные негативные последствия для венгерской экономики в случае разрыва экономических связей с Австрией.

Развал единого экономического пространства ставил под сомнение существование самой дуалистической монархии. В. Львов с пониманием относился к экономическим амбициям Венгрии. Он полагал, что Венгрия больше не может являться аграрно-сырьевым придатком Австрии, так как в мире падала доходность сельского хозяйства, европейские аграрии не выдерживали конкуренцию с сельхозпроизводителями стран «Нового света» и прежде всего с США. По поводу активного проникновения аграрной продукции из США в Европу В. Львов отмечал: «Нет никакой возможности эту обостренную конкуренцию обуздать реакционными законодательными мерами, с ней можно бороться только посредством развития производительных сил, посредством освобождения потребителей от чрезмерного податного бремени и, наконец, посредством объединения всех отраслей производства, с конечной целью экономического объединения Европы» . Отсюда индустриализация Венгрии становилась важнейшей стратегической задачей для Будапешта.

Данное высказывание генерального консула вполне можно отнести к революционным для своего времени, когда высокие таможенные пошлины и возведение других запретительных барьеров в Европе и США рассматривались как главная панацея от конкуренции с иностранными производителями. В. Львова можно по праву отнести к числу пионеров идеи европейской интеграции в российском МИДе, эти взгляды В. Львов высказывал еще не раз. В. Львов полагал, что запретительные таможенные пошлины неспособны, оздоровить экономику, только модернизация народного хозяйства и рост культурного уровня населения были способны вывести венгерскую и другие европейские экономики из кризиса. Рассуждая об индустриализации Венгрии В. Львов, постоянно отмечал жизненную необходимость для страны модернизации ее сельского хозяйства. По его мнению, кое-что в этом направлении венгерское правительство сделало. В частности, он положительно оценивал регулирование государством трудовых отношений в аграрном секторе, строительство оросительных систем, покровительство винокуренной промышленности, расширение кредитования сельхозпроизводителей, попытка создания системы, облегчавшей сбыт аграрной продукции в Венгрии и за ее пределами, расширение бюджетного финансирования сельского хозяйства. В то же время консул писал: «…но нельзя не отметить с прискорбием, что венгерские аграрии продолжали неутомимую агитацию против других отраслей экономической жизни государства, а именно промышленности и торговли» . На взгляд, В. Львова аграрии не должны были забывать, о том, что сельское хозяйство Венгрии потерпит крах, если успехи в аграрном секторе страны не будет сопровождаться подъемом в промышленности и торговли Венгрии. Сельское хозяйство страны не могло успешно развиваться локально вне связи с другими отраслями экономики.

Мировая экономика в начале ХХ в. оказалась в сложной ситуации. Англо-бурская война, политическая нестабильность в Китае, волна забастовочного движения в ведущих странах Европы, угольный кризис, паника на биржах привели к дестабилизации экономической системы. В этих условиях инвесторы начинают паниковать и выводить свои активы из развивающихся экономик, в том числе Венгрии, России, стран Балканского полуострова. Венгрия принадлежала к тем странам, которые имели весьма ограниченные внутренние инвестиции, они во многом зависели в своем экономическом развитии от притока иностранного капитала, поэтому его отток в начале века больно ударил по их экономике. Отечественные инвесторы не могли восполнить потери, связанные с бегством из страны иностранных инвесторов, с чем столкнулась Венгрия в 1900--1901 гг. «Все вышеупомянутые явления совершенно уничтожили наблюдавшееся в Венгрии влияние чужого благосостояния и накопления иностранного капитала», -- писал по этому поводу В. Львов .

Генеральный консул выделял и внутривенгерские факторы, приведшие экономику к глубокому кризису. Прежде всего, сюда входили внутриполитическая нестабильность и раскол правящей элиты в вопросе о путях дальнейшего экономического развития Венгрии. Здесь пересекались интересы аграриев, промышленников и представителей торгового бизнеса. При всей своей симпатии к индустриализации Венгрии В. Львов полагал, что в стране возник опасный перекос в пользу промышленности и в ущерб интересам сельского хозяйства страны .

Генеральный консул уделял большое внимание антикризисной политике венгерского правительства. Только недоумение у дипломата вызывали призывы политиков и бизнесменов Венгрии к потребителю, о необходимости приобретения только отечественных товаров. Это было, на его взгляд, абсолютно бессмысленно. Во-первых, венгерская промышленность была слабой и она не могла полностью заполнить потребительский рынок страны. Во-вторых, потребитель в своих предпочтениях на рынке ориентируется не на патриотизм, а на такие категории, как качество и цена товара.

В. Львов с большим вниманием относился к другим проявлениям антикризисной политики венгерского правительства, строительство новых промышленных предприятий, поддержка мелкой промышленности, стимулирование технического и профессионального образования рабочих, развитие морского флота, всего того, что в будущем могло привести к экономическому подъему Венгрии. Тем более для этого была одна важная предпосылка, несмотря на кризис, венгры не теряли оптимизма и веры в великое будущее своей страны .

Высоко оценивая усилия правительства Венгрии по выводу страны из кризиса, В. Львов не мог не обратить внимание и на тревожные симптомы. Так, Будапешт проводил политику по объединению мелких торговцев в крупные ассоциации. Правительство полагало, что эти меры спасут мелких торговцев от разорения и приведут к дальнейшему развитию торговли. Но консул обратил внимание на два опасных момента, связанных с данным процессом. Во-первых, ассоциации торговцев создавались строго по конфессиональному принципу, а не исходя из экономической целесообразности, и, во-вторых, ассоциации сразу же потребовали субсидий от государства, чего никогда не делали мелкие торговцы. Тему чрезмерной зависимости венгерского бизнеса от государства В. Львов будет детально разрабатывать в 1902 г.

Значительное внимание В. Львов отводил анализу дел в отдельных секторах народного хозяйства Венгрии. В промышленности страны он отмечал противоречивые процессы на фоне общего спада промышленного производства. В условиях угольного кризиса в Европе и забастовок шахтеров в Богемии в Венгрии увеличивается добыча каменного угля, он даже использует термин «угольный бум». Кроме этого, рост производства был отмечен в сахарной, винокуренной промышленности и на тех предприятиях, которые находились под контролем синдикатов. В монополизации венгерской промышленности консул видел один из способов укрепления ее позиций внутри Венгрии и за ее пределами.

Экономический кризис, начавшийся в 1899 г., развивался в таких секторах промышленного производства, как строительство и производство строительных материалов, металлургия и машиностроение. В условиях экономического кризиса всегда снижается интерес потребителей к приобретению недвижимости, что затронуло и Венгрию на рубеже XIX--XX вв. Спад в строительном секторе достигал угрожающих масштабов. Сокращение строительства в Венгрии железных дорог, по мнению консула, привело к глубокому кризису металлургии и машиностроения Венгрии. Данная ситуация была обострена распадом австро-венгерского железного синдиката, что привело к обострению конкуренции в металлургии Австрии и Венгрии . Промышленный спад вел к увеличению числа безработных среди венгерских рабочих, что не могло обострить социальную напряженность в стране. Это сочеталось с падением уровня заработной платы в Венгрии и ростом стоимости жизни.

Данное обстоятельство заставило правительство Венгрии проводить активную социальную политику. Оценивая ее итоги консул писал: «Венгерское правительство в течение отчетного года (1900 г. -- И. К.) прекрасно регулировало положение сельскохозяйственных рабочих. Что же касается фабричных рабочих, то венгерская промышленность, к сожалению, слишком слаба, чтобы принять на себя такие же тяжелые обязательства, какие лежат на промышленности в Австрии и Германии» . В. Львов в целом оценивал положительно усилия правительства Венгрии по развитию социального законодательства, что подтверждают и последующие его донесения. Однако он прекрасно понимал, что развитие социального законодательства напрямую связано с уровнем производительности труда в промышленности, любые сокращения рабочего дня и повышения зарплаты невозможны без выхода промышленного производства на новый качественный уровень. Неподкрепленные технологическими инновациями социальные блага ведут к краху промышленное производство любой страны, тем более таких «молодых» индустриальных стран, как Венгрия. Генеральный консул показывал разрыв в индустриальном развитии Австрии и Венгрии, поэтому Австрия в отличие от Венгрии могла проводить более решительную социальную политику, в том числе и в «рабочем вопросе».

В сельском хозяйстве урожай 1900 г. оказался весьма посредственным, не оправдав те надежды, которые возлагали на него венгерские аграрии в начале года. Он был примерно на 3 % ниже средних показателей за последние 5 лет. Все это сопровождалось низкими ценами на зерно, сложившиеся на мировом рынке и падением цен на шерсть, несмотря на некоторый их рост в конце XIX в. Правда, успехи были отмечены в производстве винограда в страны, консул особо подчеркивал высокое качество винограда в 1900 г. Такие же успехи были отмечены в производстве фруктов и овощей.

Экономическая нестабильность отразилась на развитии финансово-банковской системы страны. Дефицит платежного баланса Венгрии постоянно покрывался за счет займов и временных статей бюджета. Сбережения населения практически не росли, объемы кредитных операций будапештских банков сокращались, если на 1 января 1899 г. они составили 515 млн крон., то на 1 января 1900 г. всего 480 млн крон . Все это привело к падению курса венгерских ценных бумаг и объема сделок на венгерских фондовых биржах. Правда, среди причин биржевого кризиса, консул выделял не только экономическую нестабильность. Правительство Венгрии ввело биржевой налог и ограничило самостоятельность бирж для борьбы с биржевыми спекуляциями, что не могло также не сказаться на объемах биржевых сделок. Кризис затронул и страховой сектор страны. Несмотря на все трудности, венгерским банкам удалось избежать существенных потерь, и это во многом было вызвано действиями Государственного банка Австро-Венгрии, который своей четкой и грамотной политикой смягчал последствия экономического кризиса и накапливал золотые резервы Дунайской империи.

В транспорте страны также происходили неоднозначные процессы. В 1900 г. выросли объемы перевозок на железных дорогах. В то же время речной флот переживал застой, а морской флот, наоборот, увеличивал объемы перевозок. Это было связано и с некоторым увеличением экспорта венгерских товаров за пределы Дунайской империи. Правда, сам торговый баланс Венгрии вызывал у консула серьезные опасения. Страна полностью зависела от экспорта сахара, угля и леса, что делало уязвимым ее позиции на мировом рынке, необходима была диверсификация венгерского экспорта, но для этого следовало развивать промышленное производство, ориентированное на производство экспортной продукции, а с этим были проблемы даже у Австрии .

Большое беспокойство у венгерской элиты и у В. Львова вызвало повышение Германией таможенных пошлин на импорт венгерской аграрной продукции. В Будапеште и Санкт-Петербурге прекрасно понимали, что это приведет к обострению конкуренции российских и венгерских товаропроизводителей на рынках других европейских стран и что в этой борьбе пострадают интересы российских и венгерских аграриев. Опасался этого и Львов, доводя свои предостережения до МИДа Российской империи .

Об интересе российской стороны к делам в венгерской экономике говорит тот факт, что Генеральное консульство в Будапеште переправило в Санкт-Петербург ежегодные отчеты министров торговли и сельского хозяйства Венгрии в парламенте страны, материалы парламентских прений по этому поводу и ряд аналитических материалов Будапештской торговой палаты за 1901 г. Причем все это шло без купюр и собственных комментариев, что повышает значимость данных документов как исторических источников.

Начавшийся 1902 год отодвинул на второй план новости экономики. Генеральное консульство в Будапеште больше интересовали межнациональные отношения в Венгрии, которые начинают обостряться. В 1902 г. в очередной раз провалилась работа сербского национально-церковного собора. Это актуализировало проблему положения южных славян в Венгрии. Венские власти активизировали свое проникновение в Боснию и Герцеговину, что также усиливало трения администрации с частью местного славянского населения. В самой Венгрии обострилась дискуссия о характере и стратегии национальной политики. Эти и другие политические события доминировали в депешах и посланиях Генерального консульства в Санкт-Петербург.

В целом в экономике Венгрии в 1902 г. В. Львов констатировал продолжение застоя, причины которого заключались в наличии трех отрицательных факторов. Первый -- это чрезмерная опека государством деятельности большинства акционерных обществ и отдельных предприятий с помощью широкой системы льгот и государственных заказов, что порождало среди них иждивенческие настроения, подавляло частную инициативу и снижало конкурентоспособность. Эту точку зрения разделяли многие экономисты и политики внутри империи Габсбургов и за ее пределами. Однако правительство Венгрии боялось полностью отпустить свою промышленность в «свободное плавание», опасаясь, что она не сможет на равных конкурировать с австрийской промышленностью, не говоря уже о таких лидерах, как Германия, Великобритания и США. Кстати, в самой России ситуация в этом плане мало чем отличалась от Венгрии.

Второй фактор, столь повторяемый в отчетах такого плана -- это продолжающаяся неопределенность экономических отношений с Австрией. И третий фактор, пожалуй прозвучавший впервые -- провал мадьярских предпринимателей на фоне успехов их еврейских коллег. В. Львов пришел к неутешительному выводу для мадьяр: они по всем показателям уступали евреям (предпринимательская инициатива, стремление к инновациям, отсутствие страха перед свободной конкуренцией и т. д.) . Мадьярский бизнес был мало эффективен и явно проигрывал еврейскому бизнесу. Эти рассуждения консула имели под собой веские основания. Действительно, еврейская община Венгрии в силу своих способностей, энергии, знаний заняла значительное место в экономике, культуре, социальной сфере страны, сыграв большую роль в успехах Венгрии в конце XIX -- начале XX в.

В сельском хозяйстве итоги года были противоречивы. С одной стороны, в Венгрии 1902 г. выдался урожайным, и цены на продукцию сельского хозяйства при этом не упали, так как в Австрии вырос спрос на венгерский аграрный экспорт в условиях неурожая в США. Но, с другой стороны, на европейском рынке Венгрия не укрепила свои позиции, так как его заполонила дешевая продукция из России и Румынии . Итоги внешнеторговой деятельности Венгрии консул оценивал положительно, как и работу государственных железных дорог.

В одном из донесений Генерального консульства России в Будапеште встречаются весьма примечательные оценки перспектив развития экономических взаимоотношений между Венгрией и Россией. В своем донесении от 27 января 1902 г. князь В. Львов делал заключение, что в Австрии растет среди политиков и представителей бизнеса интерес к развитию экономических связей с Россией, но эти устремления не находили поддержки среди венгров. С одной стороны, политическая элита в Будапеште опасалась того, что развитие экономических связей с Россией может привести к охлаждению отношений с Берлином. С другой стороны, Венгрия боялась, что в условиях расширения экономических контактов двух соседних империй, она может столкнуться с жесткой конкуренцией с российской сельскохозяйственной продукцией на рынке Австрии . Следовательно, главную угрозу развитию добрососедских отношений между Австро-Венгрией и Россией князь В. Львов видел именно в позиции венгерского руководства и бизнеса. Кстати, эта позиция была довольно распространена не только в МИДе России, но и в общественно-политических и деловых кругах страны в целом.

Россия внимательно следила за дискуссией в Венгрии и за ее пределами о целесообразности строительства канала, соединявшего Одер с Дунаем. Кроме развития экономических связей Австро-Венгрии с Германией этот канал имел важное стратегическое значение в случае войны. Не прошел мимо внимания российского дипломата и утвержденный парламентом Венгрии план строительства железных дорог в Боснии и Герцеговине . Тем самым в консульстве очень тщательно отслеживали любую информацию о развитии транспортных артерий Венгрии и сопредельных территорий. Эту же информацию скрупулезно собирали российские дипломаты в Вене .

Консульство уделяло в 1902 г. значительное внимание перспективам развития экономических отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной. Кроме отмеченного плана строительства железных дорог, что, кстати, по мнению консула, свидетельствовало о набирающих силу экономических связях Венгрии с Боснией и Герцеговиной, В. Львов констатировал факт расширения венгерского проникновения в оккупированные провинции. В частности, об этом ярко говорило увеличение венгерского экспорта в Боснии и Герцеговине с 19,8 млн крон в 1898 г. до 24 млн крон в 1900 г. . Консул в будущем прогнозировал дальнейшее развитие отношений Венгрии с Боснией и Герцеговиной.

Таким образом, Генеральное консульство России в Будапеште в 1900--1902 гг. констатировало в экономике Венгрии застой после продолжительного экономического подъема в последней трети XIX в. Причины данного явления имели под собой как долговременные основания: неблагоприятная конъюнктура на мировом аграрном рынке, острая конкуренция со стороны австрийской промышленности, недостаток инвестиций, чрезмерное вмешательство государства в народное хозяйство, узость внутреннего рынка, так и кратковременные основания в лице неопределенности экономических отношений с Австрией, тактических просчетов венгерского правительства. В это время завершился срок действия предыдущего экономического соглашения с Австрией, а по новому соглашению стороны не могли прийти к компромиссу. За исключением некоторых оценок В. Львов в целом давал объективную информацию об экономическом развитии Венгрии.

Однако он зачастую не мог разрозненные факты собрать в некую целостную систему. Утонув в деталях, консул не видел многих очевидных фактов, в том числе в принципе высокие темпы экономического развития Венгрии на рубеже XIX--XX вв., несмотря на некоторый «перегрев» экономики. В 1897 г. валовой внутренний продукт Венгрии составлял 340,41 млн крон, в 1900 г. -- 371,84 млн крон, в 1901 г. -- 375, 83 млн крон, в 1902 г. -- 396,07 млн крон . И тем не менее данное обстоятельство ни в коей мере не умоляет достоинств информационных материалов российских дипломатов, работавших в Будапеште. До сих пор они являются важным историческим источником при изучении основных тенденций и противоречий развития венгерской экономики в эпоху дуализма.

Венгрия - индустриальная страна с высокоразвитым сельским хозяйством. Высоко развито садоводство и виноградарство. Развито машиностроение, производство средств связи, измерительных приборов, станков, химической, фармацевтической, металлургической (особенно алюминиевой, на базе месторождений бокситов), текстильной, пищевкусовой промышленности. С 1989 производство в материалоемких и энергоемких отраслях, созданных при поддержке СССР, сокращается.

В СССР была хорошо известна такая экспортная продукция венгерской промышленности как автобусы Икарус и консервы марки Глобус. Большое значение имеет международный туризм. Стабильное положение в экономике и обществе сделало Венгрию в последние годы одной из наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран Восточной Европы. Денежная единица - форинт.

Страна является членом ООН с 1955 года, присоединилась к ГАТТ в 1973 году, вступила в МВФ и МБРР в 1982 году, Совет Европы в 1991 году. С 1999 года член НАТО, с 2004 года - ЕС. С 1 января 2011 года Венгрия председательствует в Европейском союзе в течение полугода.

ВВП Венгрии в 2006 году составил 100.3 млрд. долларов США, на душу населения - 9910 долларов США. ВВП Венгрии по ППС на душу населения в 2006 году составил 14900 долларов США. Структура ВВП (на 2006 год): сельское и лесное хозяйство - 6,7%, промышленность и строительство - 34,5%, сфера услуг - 58,8%. Наиболее заметными изменениями структуры ВВП Венгрии в 1990-е гг. стало сокращение доли аграрного сектора и увеличение доли услуг.

Доля частного сектора в ВВП - более 80% (в 1990 году - 10%). Пик приватизации пришёлся на 1995 год, а к 1999 году этот процесс был в основном завершён. В 2002 году в государственной собственности находилось 190 предприятий (в большинстве своём малорентабельных).

Промышленность Венгрии

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (обеспечивают 90,6% валовой промышленной продукции), в т. ч. автомобиле-, станко- и приборостроение (42,6%), пищевая промышленность (15,0%), нефтехимия (13,8%). После спада кон. 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и работающей почти исключительно на давальческом сырье лёгкой промышленности. Доля энергетики и водоснабжения - 8,9%. В добывающих отраслях производство постепенно сворачивается.

На крупных предприятиях (число занятых более 300 чел.) выпускается 2/3 всей промышленной продукции, процесс концентрации производства продолжается, особенно в машиностроении, энергетике и нефтехимии. Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Статистические показатели Венгрии
(по состоянию на 2012 год)

Автомобильная отрасль. Среди крупнейших предприятий выделяются автомобильные заводы немецкой "Ауди" в городе Дьёр, японской "Судзуки" в городе Эстергом, американской "Дженерал Моторс" в городе Сентготтхард и немецкой "Даймлер" в городе Кечкемет. Среди предприятий, выпускающих автокомплектующие, выделяются заводы американской "Форд" в городе Секешфехервар, венгерской "Раба" в городе Дьёр, японской "Денсо" в городе Секешфехервар, американской "Алкоа" в городе Секешфехервар, австрийской "Магна Штейр" в городе Дьёр.

Электротехническая и электронная отрасли. Среди крупнейших предприятий выделяются заводы финской "Нокиа" в городе Комаром, американской "Дженерал Электрик" в городах Будапешт, Татабанья и Орослань, корейской "Самсунг Электроникс" в городах Будапешт, Гёд, Сигетсентмиклош и Ясфеньсару, голландской "Филипс" в городах Секешфехервар и Дьёр, сингапурской "Флекстроникс" в городах Будапешт и Таб, шведской "Электролюкс" в городе Ясберень, американской "Санмина Эс-Си-Ай" в городах Секешфехервар и Татабанья, венгерско-сингапурская "Орион Электроникс" в городе Будапешт, люксембургской "Элкотек" в городе Печ, американской "Нэшнл Инструментс" в городе Дебрецен, корейской "Мираэ" в городе Комаром, американской "Алкоа" в городе Мор, голландской "Эн-Икс-Пи Семикондакторс" в городе Секешфехервар, японской "ТДК Электроникс" в городе Ретшаг, китайской "Хуавэй Текнолоджис" в городе Будапешт, немецкой "Инфинеон Текнолоджис" в городе Цеглед, американской "Джейбил Сёркит" в городе Тисауйварош, немецкой "Фройденберг" в городе Пецель, сингапурской "Джит Электроникс" в городе Будапешт, американской "Ай-Би-Эм" в городе Секешфехервар.

Химическая отрасль. Среди крупнейших предприятий выделяются нефтеперерабатывающий завод "МОЛ" в городе Сазхаломбатта, химический комбинат "ТВК" (группа "МОЛ") в городе Тисауйварош, фармацевтические заводы "Хиноин", "Гедеон Рихтер", "Хунгарофарма" и "Эгис" в городе Будапешт, химические заводы "БорсодХем" в городе Казинцбарцика и "Яс Пластик" в городе Ясберень, шинный завод корейской "Ханкук Тайр" в городе Дунауйварош, лакокрасочный завод японской "Мусаши" в городе Орослань.

Металлургическая и металлообрабатывающая отрасль. Среди крупнейших предприятий выделяются металлургический завод "Дунаферр" (украинская группа "ИСД") в городе Дунауйварош, алюминиевый завод американской "Алкоа" в городе Секешфехервар, завод металлопрофилей финской "Руукки" в городе Биаторбадь.

Сельское хозяйство Венгрии

70% территории Венгрии занимают сельскохозяйственные угодья. Леса покрывают 17% территории. Главные аграрные районы страны находятся на равнинах центральной и восточной частей Венгрии.

В 1945–1948 годах программа коммунистической партии призывала к разделу крупных поместий, ликвидации «феодальных пережитков» в сельской местности и созданию независимых мелких собственников. Земля была распределена среди крестьян под лозунгом: «Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает». В 1952 году около четверти сельскохозяйственных угодий и пятая часть крестьянских семей были официально объединены в коллективные хозяйства. Однако объем сельскохозяйственного производства сократился. В 1953 при более либеральном «новом курсе» около 2000 кооперативов было распущено и объем сельскохозяйственной продукции возрос до 18%. «Коллективизация» резко пошла на спад после революции 1956 года, однако уже к 1963 году около 97% сельскохозяйственных угодий Венгрии находились в распоряжении коллективных хозяйств.

В посткоммунистический период, начавшийся в 1990 году, правительство предприняло широкомасштабную программу реструктуризации и приватизации сельского хозяйства. Землевладельцам была возвращена их собственность, многие кооперативы были распущены, а их земли приватизированы. Речь шла не о том, чтобы вернуться к старому мелкоземельному сельскому хозяйству; разумным представлялся переход к смешанной системе, состоящей из частных и семейных ферм, земельных ассоциаций и реорганизованных кооперативов, основанных на долевой собственности и ориентированном на рынок производстве. Уже в 1995 году только около 30,6% пригодных земель возделывались кооперативами, 17,6% находились в государственной собственности, остальная земля принадлежала частным лицам и предприятиям.

Несмотря на сильную засуху в начале 1990-х годов и трудности, связанные с переходом к рыночной экономике, сельскохозяйственные продукты продолжали оставаться важной статьей экспорта.

Сельское хозяйство современной Венгрии имеет огромное значение для ее экономики. Плодородная почва и мягкий климат способствуют развитию аграрных культур.

Венгрия в плане сельского хозяйства, самодостаточная страна. Сегодня в Венгрии выращиваются такие культуры, как пшеница, кукуруза, рис, овощи, фрукты, рожь, ячмень, подсолнечник, овес, свекла. Купить овощи оптом в Венгрии можно в любое время. Производится много молочных и мясных продуктов. В венгерском сельском хозяйстве занято 7,1% работающего населения страны, эта структура включает в себя 960 тысяч частных хозяйств и приблизительно 8 200 предприятий сельского хозяйства. Венгерская пищевая промышленность обеспечивает 17% общего объема промышленного производства и около 10% экспорта. Пищевая промышленность Венгрии пользуется спросом во многих зарубежных странах, таких как Россия, Румыния, Хорватия. Хорошие поставщики овощей из Венгрии известны во всем мире.

В Венгрии высокий уровень концентрации пищевого производства, это обусловлено большими слияниями и соединениями многих компаний, среди которых есть и зарубежные.

Венгрия это еще и страна виноделия. Давние традиции и прекрасный климат для виноделия способствует этому. В 90-е года многие государственные винодельни были отданы в частные руки. В результате этого образовалась значительная часть весьма успешных предприятий, которые производят качественные вина. А зарубежные инвесторы помогли заметно модернизировать производство вина.

Вместе с тем, сельское хозяйство Венгрии с началом процессов общественно-политической трансформации испытывает проблемы. К числу основных причин относятся поспешная ликвидация сельхозкооперативов, упущения в проведении земельной политики, недостаточный уровень финансирования отрасли, а также засухи в течение ряда лет. Это привело к сокращению удельного веса продукции сельского хозяйства (без пищевой промышленности) в ВВП (в 1993-2002 гг. с 17,7% до 4,3%), доли аграрной продукции в экспорте, числа занятых, размеров сельхозплощадей, поголовья животных и т.п.

Национальный и иностранный капитал Венгрии

Среди крупнейших венгерских компаний выделяются нефтегазовая группа "МОЛ" (около трети её акций принадлежат российской "Сургутнефтегаз" и чешской "ЧЭЗ Груп"), банк "ОТП", энергетические корпорации "МВМ", "Тигаз", "БЭМ" и "Фёвароси", фармацевтические компании "Гедеон Рихтер" и "Хунгарофарма".

Среди 50-и крупнейших компаний Венгрии большая часть принадлежит иностранному капиталу - автомобильная "Ауди" (Германия), электронная "Нокиа" (Финляндия), энергетические "Э.Он" (Германия) и "Панрусгаз" (принадлежит российскому "Газпрому" и немецкой "Э.Он"), телекоммуникационная "Магиар Телеком" (принадлежит немецкому "Дойче Телеком"), электротехническая "Дженерал Электрик" (США), электронная "Самсунг Электроникс" (Корея), электротехническая "Филипс" (Нидерланды), автомобильная "Судзуки" (Япония), торговые "Теско" (Великобритания) и "Шпар" (Нидерланды), металлургическая "Дунаферр" (принадлежит украинской группе "ИСД"), топливная "ОМВ" (Австрия), фармацевтическая "Хиноин" (принадлежит французской "Санофи Авентис"), электронная "Флекстроникс" (Сингапур), автомобильная "Дженерал Моторс" (США), топливная "Шелл" (Великобритания-Нидерланды), торговая "Ашан" (Франция), химическая "Борсодхем" (принадлежит российскому "Газпрому"), электротехническая "Электролюкс" (Швеция), алюминиевая "Алкоа" (США), торговая "Метро" (Германия), электронная "Санмина Эс-Си-Ай" (США), телекоммуникационные "Теленор" (Норвегия) и "Водафон" (Великобритания).

Также среди крупных венгерских компаний выделяются авиаперевозчик "Малев" (принадлежит российским "Внешэкономбанку" и "Аэрофлоту"), пищевая и химическая компания "Юнилевер" (Великобритания-Нидерланды), электротехническая компания "Ганц" (принадлежит чешскому холдингу "Шкода"), торговые сети "Икеа" (Швеция), "Кора" и "Матч" (обе принадлежат бельгийской группе "Луи Дельхайзе"). В банковском секторе Венгрии представлены немецкие "Дойче Банк", "Байерише Ландесбанк" и "Коммерцбанк", австрийские "Эрсте Банк" и "Райффайзен Банк", итальянские "Интеса Санпаоло" и "УниКредит", французские "БНП Париба" и "Креди Агриколь", голландский "ИНГ", американский "Ситибэнк". Среди страховых компаний страны доминируют немецкая "Альянц", французская "Акса", итальянская "Дженерали", голландская "Аэгон".

Транспорт Венгрии Венгрии

Венгрия располагает хорошо развитой сетью транспортных коммуникаций. Протяжённость автодорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твёрдое покрытие. Железные дороги - 7,9 тыс. км. Протяжённость внутренних водных путей - 1,6 тыс. км. Главный речной порт - Будапешт. Внутренние авиаперевозки не осуществляются, имеется сеть небольших аэродромов для приёма малой авиации. Международный аэропорт «Ферихедь» расположен вблизи Будапешта.

Удобное транспортное расположение способствует повышению транзитной роли страны. Через территорию Венгрии проходят нефтепроводы «Дружба-I» (с Украины), «Дружба-II» (из Словакии) и «Адрия» (из Хорватии), газопроводы «Братство» (с Украины) и «Баумгартнер-Дьёр» (из Австрии); общая протяжённость трубопроводов 7,2 тыс.км. Активно ведётся строительство скоростных автомагистралей в рамках проходящих по территории страны т.н. хельсинкских транспортных коридоров: в 2002 уже 60% венгерских участков «коридоров» соответствовало установленным европейским требованиям.

Общий грузооборот 26,9 млрд ткм (2002). Структура по видам транспорта: автомобильный - 51%, железнодорожный - 30%, трубопроводный - 15%, водный - 3%. Структура по направлениям перевозок: международные - 60%, внутренние - 40%. Водный и воздушный транспорт во внутренних грузоперевозках практически не используются. Пассажиропоток на междугородних перевозках 785 млн чел., на внутригородских - 2,8 млрд чел. (2002).

Банковская система Венгрии Венгрии

С 1987 года в Венгрии действует двухуровневая банковская система: Венгерский национальный банк (ВНБ) осуществляет эмиссионную и кредитную политику, общий контроль за финансовым рынком, а уполномоченные финансовые институты кредитуют непосредственно хозяйственные субъекты.

В 1991-94 годах реализовывалась правительственная программа банковской консолидации, направленная на улучшение кризисного состояния большинства банков и увеличение их активов, оздоровление кредитного портфеля. С 1995 началась продажа пакетов акций консолидированных банков солидным западным финансовым учреждениям. К 1998 приватизация венгерских банков практически закончилась. Уровень присутствия иностранного капитала в банковской системе - 63%. На нач. 2000-х годов венгерская система кредитных учреждений состояла из 43 банков (90,3% всех финансово-кредитных операций), 226 сберегательных кооперативов (5,6%), 9 специализированных финансовых учреждений (3,6%) и 4 жилищно-сберегательных касс.

Туризм в Венгрии

Сфера туризма - одна из наиболее динамично растущих отраслей венгерской экономики. В ней занято 300 тыс. чел. (7% экономически активного населения) и создаётся почти 10% ВВП страны. Развитая туристическая инфраструктура (гостиницы, точки общественного питания, пляжные, оздоровительные, развлекательные комплексы, бассейны, охотничьи домики, рыболовные места и т.д.) ориентирована на посетителей с различным достатком. Венгрия ежегодно принимает 10-15 млн иностранных туристов. Валютная выручка от туризма составляет 3,4 млрд долл. (на 2002 год).

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (90,6% ВВП) Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе:

· автомобилестроение (завод «Икарус» в Будапеште и Секешфехерваре - крупнейший в Европе производитель автобусов);

· производство локомотивов, судов, кранов;

· электротехническая и радиоэлектронная промышленность (в т.ч. производство средств связи, вычислительной техники, медицин-ского оборудования и приборов (Будапешт, Секешфехервар));

· станкостроение (Будапешт, Мишкольц, Эстергом);

· производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Рисунок 4. Структура промышленного комплекса на 2007г

Производятся электротехнические изделия, электроника, двигатели, дизельные локомотивы, мотоциклы, автобусы, речные суда, промышленное оборудование, телевизоры и радиоприемники, бытовую технику и др. Есть предприятия черной и цветной металлургии.

В химической промышленности важное место занимает производство минеральных удобрений, средств защиты растений, продуктов органического синтеза, развивается резиновая промышленность, различные виды пластмассы, синтетические материалы. Относительно высокого уровня достигло фармацевтическое производство (15% стоимости промышленной продукции). Имеющая давние традиции, эта отрасль опирается на мощную научно-исследовательскую базу, с помощью которой постоянно разрабатываются все более эффективные средства борьбы с различными заболеваниями .

Значительна пищевая промышленность: крупные мясомолочные и консервные предприятия. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты швейная, кожевенно-обувная, трикотажная. Венгерские ткани, готовая одежда, обувь, мебель, а также продукты мясообрабатывающей и консервной промышленности пользуются заслуженной известностью во многих странах мира.

Пищевая промышленность опирается практически полностью на отечественную сырьевую базу, отдельные же отрасли легкой промышленности нуждаются в значительном импорте сырья и полуфабрикатов. Венгрия ввозит хлопок, шерсть, лен, сырую кожу, древесину, целлюлозу.

После спада конца 1990-х гг. стабилизируется производство в металлургии и работающей почти исключительно на давальческом сырье лёгкой промышленности. Доля энергетики и водоснабжения - 8,9%. В добывающих отраслях производство постепенно сворачивается.

Экспорт Венгрии составляет более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Энергетические потребности страны меньше, чем на 50% обеспечены собственными ресурсами. Нефть и природный газ импортируют из России транзитом через Украину. Действует нефтепровод «Адриатика» от порта Риека в Хорватии. Природный газ в страну также поступает из румынской Трансильвании.

Автомобильная промышленность. Автомобильная промышленность является одним из основных секторов венгерской экономики и составляет 20% в общей сумме экспорта и 46,6% ВВП страны. В 2007 году стоимость проданных за границу автомобилей достигла 8,2 миллиарда евро, а двигателей - 5,3 миллиарда евро. В этой области ведут активную деятельность 600 предприятий, на которых занято 110 000 человек. Из них 240 компаний работает в соответствии со стандартами качества ISO и/или TS 16949. Удельный вес экспорта производимых в Венгрии машин составляет 94%, а в области автомобильных компонентов и двигателей это число достигает 88%.

Постоянно растет число производителей первого и второго уровней. В начале 90-х годов некоторые иностранные автопроизводители, такие, как Suzuki, Audi и General Motors, а также 14 из 20 ведущих производителей 1-го уровня создали свое производство в Венгрии. Многие мультинациональные компании перевели производство, обслуживание, а также свои европейские штаб-квартиры и центры по исследованиям и разработкам в Венгрию, и на сегодняшний день их прямые вложения составляют приблизительно 67 миллиардов евро.

Электрооборудование. В Венгрии, выпускающей электронное оборудование на сумму в 10 миллиардов долларов США в год, на сегодняшний день сосредоточено 40% общего объема производства стран Восточной Европы. Электроника является одним из ведущих секторов экономики страны: 17% занятых в промышленности рабочих и служащих работают в компаниях по производству электроники, доля которых в объеме промышленного производства составляет 25,5%, а в общей сумме экспорта - 42%. На протяжении последних 7 лет иностранные инвесторы проявляли особый интерес к четырем областям деятельности, а именно: информационные технологии, коммуникации, бытовая электронная техника и автомобильная электроника. Вычислительная техника представляет собой ведущий сектор электроники, составляющий 30% от общего объема производства. Венгрия является крупнейшим производителем периферийного оборудования.

В области телекоммуникаций иностранные производители мобильных телефонов и их компонентов создали Центры передовых технологий, которые способствуют развитию инноваций и новых областей применения.

Ряд компаний, поставляющих автомобильную электронику, считает своим приоритетом обслуживание активных на венгерском рынке производителей автомобилей и автобусов. Некоторые их крупнейших глобальных поставщиков EMS, такие, как GE, Philips, Siemens, IBM, HP, Ericsson, Nokia, Sony, Samsung также присутствуют в Венгрии. Среди наиболее крупных производителей в этом секторе - IBM (США), Flextronics, Samsung, Albacomp, GE (США), Nokia (Финляндия), Siemens (Германия), Solectron, Sanmina, Elcoteq, Videoton, Orion, Sanyo и другие. В 2006 году приток прямых иностранных инвестиций в секторе телекоммуникаций достиг 2,8 миллиарда евро. На сегодняшний день доля иностранных компаний достигает 95% в области производства коммуникационного оборудования и 30% - в общем объеме производства аппаратуры .

Венгерский рынок телекоммуникаций за последние 5 лет также продемонстрировал высокую динамику роста. В период между 2003 и 2006 годами средний годовой темп роста достиг 10%, что слегка превзошло показатели роста стран Центральной и Восточной Европы (9,6%) и значительно превзошло средний темп роста Европейского Союза (2,75%). На сегодняшний день венгерский рынок телекоммуникаций представляет 18,7% от общего объема телекоммуникаций стран Восточной и Центральной Европы.

Рынок программного обеспечения является наиболее динамично развивающимся сегментом информационных технологий, в 2007-2008 г.г. его темп роста может достигнуть 9%. Венгрия добилась значительных успехов в области безопасности информационных технологий, защите от вирусов и разработках программного обеспечения анализа изображений, а также в биоинформатике. Постоянно растет спрос на программное обеспечение систем безопасности, прикладных систем по сбору, обработке и анализу деловой информации и обработке данных, а также на интегрированные системы по управлению предприятием (ERP) для малых и средних предприятий.

Рынок привлечения сторонних ресурсов в прошлом году продемонстировал высокие темпы роста, достигнув 11%. На венгерском рынке имеется спрос на настольные ПК и услуги хостинга и операционных систем. Наиболее крупными фирмами на рынке телекоммуникационных услуг являются: IBM, HP, Nokia, Ericsson, ORACLE, SAP, CISCO, Siemens, Satyam, TATA Consultancy, Synergon, T-Systems, EDS, FreeSoft, Getronics, Dataplex, BT, Sun Microsystems и Microsoft.

Биотехнологии и фармацевтика. Биотехнологии, включая соотвествующие исследования, в частности, в области разведения растений и животных, являются относительно новой отраслью в Венгрии, но производство комплексных химических веществ и фармацевтических препаратов являются традиционными, получившими мировое признание областями деятельности.

Венгерская фармацевтическая промышленность основана на глубоких знаниях, накопленных в области химии и биологии. Венгрия является одним из крупнейших и наиболее развитых рынков по производству лекарств в Восточной Европе с объемом реализации фармацевтических препаратов и медицинской продукции в 3,6 миллиарда евро в 2007 году и мировым экспортом, превышающим 1,3 миллиарда евро в год.

Особое внимание в стране уделяется развитию биотехнологий. Это относится не только к генетически модифицируемым организмам, но и в более широких масштабах - к производству и применению энзимов и синтезу гормонов. Основными областями разработки и применения биотехнологий в Венгрии являются защита почвы и воды от загрязнений, производство и обработка биомассы, вторичное использование, материалов, генетический инжениринг, нанотехнологии, молекулярная химия, сельское хозяйство и технология производства и обработки пищевых продуктов.

Большого прогресса удалось достичь в применении биотехнологий в производственном процессе, особенно в медицинской и парамедицинской продукции, включая энзимы и промежуточные формы. В этой области наиболее важным является производство факторных вакцин. Производство антибиотиков также является традиционной и высокоразвитой областью в Венгрии. В данный момент особое внимание уделяется новым резистентным микроорганизмам, а также антибиотикам на основе производных бетагалактозидазы.

Венгерское правительство оказывает активную поддержку развитию биотехнологий, благодаря чему в этой области наблюдается значительный прогресс. Об этом свидетельствует тот факт, что Венгрия располагает наиболее развитым биотехнологическим сектором среди 12 новых стран-членов Европейского Союза. До настоящего времени в стране было открыто пятьдесят биотехнологических компаний, а около 170 фирм вовлечены в ту или иную деятельность, связанную с биотехнологиями. Венгрия поставила перед собой цель стать одной из десяти ведущих биотехнологических стран Европейского Союза .

Итак, общий уровень экономического развития Венгрии составляет около 35 - 40% по сравнению с США и приблизительно соответствует уровню таких европейских стран, как Португалия, Греция и Ирландия. В системе международного разделения труда Венгрия выступает как поставщик продукции машиностроения (главным образом автобусов, деталей и узлов к ним, портальных и плавучих кранов, средств связи, медицинской аппаратуры), химической промышленности (в т.ч. фармацевтических препаратов, средств защиты растений), сельскохозяйственных и пищевых продуктов.

Начнём с того, что основу богатства природных ресурсов Венгрии составляют плодородная земля и благоприятный климат. Эти природные преимущества реализуются в сельском хозяйстве.

В венгерском сельском хозяйстве с начала 1990-х гг. часто наблюдались признаки кризиса, который тогда объяснялся общим спадом экономики в целом и большой потерей количества рынков в связи с распадом СЭВ.

Также пострадал и экспорт сельскохозяйственной продукции в страны ЕС.

Причиной этого были не отношения ЕС и Венгрии, а внутренние проблемы отрасли сельского хозяйства. Если быть точнее, то это были и недостаточное финансирование, и запоздалая модернизация отрасли и низкая конкурентоспособность.

Продукцией сельского хозяйства Венгрии являются: пшеница, кукуруза, семена подсолнечника, картофель, сахарная свекла; свиньи, крупный рогатый скот, домашняя птица, молочные продукты.

Правительство Венгрии направляет свою аграрную политику на укрепление роли сельского хозяйства в экономике, особенно в традиционных для этой страны секторах: производство кукурузы, пшеницы, мяса, овощей, фруктов, вина.

Сельскохозяйственные угодья Венгрии составляют 6,1 млн га, из них более 50% приходится на пахотные земли. Под колосовыми культурами занято 1,5 млн га, под кукурузой - 1,0 млн га.

Растениеводство представлено в основном зерновым хозяйством, а также овощеводством и садоводством (включая виноградарство).

Животноводство обеспечивает более 60% внутренних доходов сельского хозяйства. Наиболее развитыми считаются, как уже было сказано выше, свиноводство, разведение крупного рогатого скота мясного и молочного направления, птицеводство. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют также овцеводство и разведение рыб в искусственных водоёмах.

Промышленность

Венгрия располагает благоприятными агроклиматическими и рекреационными условиями. Проанализировав её положение, можно сделать вывод, что эта страна очень выгодно расположена географически. Но единственным полезным ископаемым, обнаруженным в значительных количествах, являются бокситы, добываемые близ озера Балатон. В 1983 г. Венгрия являлась седьмым в мире производителем бокситов - его было добыто 2,9 млн. т. Главный минерал Венгрии - уголь. Распространен главным образом бурый уголь и лигниты. Добыча ведется в районе городов Татабанья, Дорог, Шалгатарьян, Дьендьёш, Озд, Мишкольц. О наличии в стране других полезных ископаемых было уже сказано в главе I.

В промышленности наиболее развиты обрабатывающие отрасли (90,6% ВВП) Ведущая отрасль обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе:

*автомобилестроение (завод «Икарус» в Будапеште и Секешфехерваре - крупнейший в Европе производитель автобусов).

*Производство локомотивов, судов, кранов.

*Электротехническая и радиоэлектронная промышленность (в т.ч. производство средств связи, вычислительной техники, медицинского оборудования и приборов (Будапешт, Секешфехервар)).

*Станкостроение (Будапешт, Мишкольц, Эстергом).

*Производство сельскохозяйственных машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Производятся электротехнические изделия, электроника, двигатели, дизельные локомотивы, мотоциклы, автобусы, речные суда, промышленное оборудование, телевизоры и радиоприемники, бытовую технику и др. Есть предприятия черной и цветной металлургии.

В химической промышленности важное место занимает производство минеральных удобрений, средств защиты растений, продуктов органического синтеза, развивается резиновая промышленность, различные виды пластмассы, синтетические материалы. Относительно высокого уровня достигло фармацевтическое производство (15% стоимости промышленной продукции). Имеющая давние традиции, эта отрасль опирается на мощную научно-исследовательскую базу, с помощью которой постоянно разрабатываются все более эффективные средства борьбы с различными заболеваниями.

Значительна пищевкусовая промышленность: крупные мясомолочные и консервные предприятия. Из отраслей легкой промышленности наиболее развиты швейная, кожевенно-обувная, трикотажная. Венгерские ткани, готовая одежда, обувь, мебель, а также продукты мясообрабатывающей и консервной промышленности пользуются заслуженной известностью во многих странах мира.

Пищевая промышленность опирается практически полностью на отечественную сырьевую базу, отдельные же отрасли легкой промышленности нуждаются в значительном импорте сырья и полуфабрикатов. Венгрия ввозит хлопок, шерсть, лен, сырую кожу, древесину, целлюлозу.

В Венгрии, как и во многих других странах развито большое количество отраслей промышленности, но хотелось бы подробнее остановиться на такой, как нефтепереработка. (cм. приложение 3)

Промышленная добыча нефти в Венгрии началась в 1937г., а уже через год было создано венгеро-американское общество нефтяной промышленности, действовавшее до начала Второй Мировой войны.

Ведущую роль на топливно-энергетическом рынке Венгрии играет акционерное общество нефтегазовой промышленности Мол. АО Мол является, по существу, монопольным объединением по добыче, переработке и реализации на внутреннем и внешнем рынках природного газа, нефти и продуктов их переработки. Общий объем продаж компании за 2009г.составил 15 947 млн.долл.

АО Мол владеет четырьмя центрами по переработке нефти и производству нефтепродуктов. Это: «Дунайский НПЗ» в г. Сазхаломбатта, «Тисайский НПЗ» в г. Тисауйварош, «ЗАЛА НПЗ» в г. Залаэгерсег и НПЗ в г. Алмашфюзите. Перегонка нефти осуществляется только на «Дунайском НПЗ», введенным в эксплуатацию в 1965г.В результате экономических реформ и рационализации производств, на «Тисайском НПЗ» производятся только полуфабрикаты, а на «ЗАЛА НПЗ» специальные битумы. С июля 2002г.на заводе в г. Алмашфюзите производятся только различные виды масел и присадки к ним.

Сокращение объемов продаж бензина различных марок за последние два года вызвано мировым финансовым кризисом. Увеличение объемов продаж дизельного топлива вызвано увеличением парка различных видов транспорта, имеющих дизельные двигатели, а также меньшей стоимостью дизтоплива по сравнениюcбензиновым.

По информации руководства Венгерской нефтяной ассоциации, а также от экспертов присутствующей на венгерском розничном рынке нефтепродуктов компании Lukoil Hungary, динамика розничных цен на моторное топливо в Венгрии не зависит от колебаний затрат на производство нефтепродуктов.

Основным ценовым ориентиром для участников венгерского розничного рынка является еженедельно пересматриваемая индикативная средняя цена на бензин и дизельное топливо, устанавливаемая ценовым комитетом венгерской национальной нефтяной компании Мол. Определение индикативных цен осуществляется ценовым комитетом на основе анализа оптовых цен европейских рынков нефтепродуктов (Генуя, Италия и Роттердам, Голландия), ежедневно публикуемых на www.platts.com, с учетом следующих основных факторов: тенденции изменения оптовых цен на нефтепродукты на европейских рынках; динамика курса венгерского форинта по отношению к европейской валюте; акцизный налог на моторное топливо; сбор на содержание стратегических запасов нефти и нефтепродуктов; всеобщий налог с оборота (аналог НДС); прочие факторы.

Колебания курса венгерского форинта по отношению к европейской валюте также значительно влияют на формирование розничных цен на бензин и дизтопливо. Помимо регулирования акцизного налога государство может также оказывать на основании закона о формировании обязательных стратегических запасов импортируемой сырой нефти и нефтепродуктов была создана Ассоциация по запасам нефти и нефтепродуктов (KKKSz.), предусматривающая обязательное членство всех участников рынка. В соответствии с законом Ассоциация должна обеспечить накопление стратегических запасов, соответствующих 90-дневным объемам внутреннего потребления, рассчитанных по результатам предыдущего года.

Стратегические запасы состоят из моторного бензина, дизельного топлива, топлива для электростанций и сырой нефти. В ближайшей перспективе зависимость Венгрии от российских поставок энергоносителей и сырья сохранится.

Венгерская промышленность довольно сильно зависит от состояния мирового рынка: на экспорт идёт более половины (52%) всего промышленного производства. Крупные предприятия вывозят - в зависимости от отрасли - 60-80% своей продукции. Потребности внутреннего рынка удовлетворяют в основном мелкие и средние предприятия (число занятых соответственно до 50 и до 300 чел.).

Загрузка...