lampalupa.ru

Современные "фаринелли" (окончание). Мужские и женские певческие голоса Кастрация - это модно

Мужчины, поющие женскими голосами, во все времена вызывали нездоровый интерес публики. В XVII и XVIII веках многим несчастным итальянским мальчикам пытались сохранить высокий голос. Тогда существовал запрет на женское пение в храмах, а красивые голоса слышать так хотелось...

По некоторым данным, в то время около 4000 детей и подростков ежегодно подвергались операции по надрезу семенного канатика, и благодаря этому нехитрому действу связки не утолщались, голос переставал «ломаться». Кастраты, кстати, требовались не только для храмов - итальянским певицам не разрешалось появляться на сцене до конца XVIII века. Практически все оперные композиторы эпохи barocco писали в своих произведениях партию для кастрата.

Кастрация - это модно

Конкуренция в профессиональной среде была огромная, но результат оправдывал ожидания: успех сопутствовал мужчинам с ангельским голосом не только на профессиональном, но и личном поприще. Женщины обожали вступать в связь с кастратами, это считалось модным, а кроме всего прочего дамы получали своеобразный бонус - от кастрата нельзя было забеременеть. Кстати, до сих пор некоторые ошибочно считают, что кастрация автоматически превращала мужчину в импотента, но это не так: они были лишь не способны на репродуктивную деятельность. Самым знаменитым кастратом всех времен и народов был Фаринелли. Он дебютировал в Риме в 1722 году. Его нежный и мягкий голос приводил слушателей в восторг.

В 1870 году радости католических прихожан, с одной стороны, и любвеобильных женщин - с другой, закончились: практику кастрации посчитали варварской и операции запретили. Сошла на нет и популярность кастратов: в XIX веке их уже трудно было найти на оперной сцене. Последний кастрированный сопранист - Алессандро Морески, состоявший певчим в Сикстинской капелле, скончался в 1922 году.

Путали с женщиной

Можно было не лишать такое количество итальянской молодежи эпохи Просвещения своего потомства, ведь уже в то время существовали мужчины-сопранисты, утверждает Олег Рябец. «А эти певцы, их еще называют контртеноры, с точки зрения физиологии были и есть люди абсолютно нормальные».

До сих пор ни ученые, ни сами вокалисты не могут прийти к единому мнению относительно природы контртенора. Одни считают, что это просто крепкий фальцет 1 , другие - что это полноценный голос с хорошим диапазоном.

На вопрос, что произошло с его голосом, Олег Рябец отвечает так: «Я, как вы слышите, говорю с вами не женским голосом, то есть очевидно, что мутация все же произошла. Речь идет о качестве звучания. Я хорошо понимаю, чем обладаю. Действительно, голос ни на чей не похож. Не подумайте, что культивирую свою непохожесть, просто сохраняю природу. А учился я в консерватории как женское сопрано, и к счастью, мне шли навстречу».

В Киевской консерватории Олегу действительно шли навстречу, но быть контртенором в нашей стране, особенно в советские времена, было непросто: «И вопросы, и недоумение, и смех, и путали с женщиной. Было психологически тяжело, но мы отдавались музыке всем своим существом». Говоря «мы», Олег Рябец имеет в виду себя и Эрика Курмангалиева 2 . И тот и другой - самые яркие представители контртеноров своего поколения.

Безумный Ильич

Ошибочно считать, что контртеноры исполняют женские роли и бегают по сцене в платье. Бывает, конечно, и такое, но нечасто. Несколько лет назад Олег Рябец поразил музыкальную Америку, исполнив партию Владимира Ильича Ленина в опере Солджера «Обнаженная революция». «Действительно, я исполнял партию Ленина, - говорит Олег. - Эта опера была написана специально для меня. Есть в Нью-Йорке так называемый Kitchen Theatre. Они праздновали свое 25-летие и поставили этот безумный сюжет с Ильичем. Потрясающая, талантливая музыка Солджера захватила меня, и я с увлечением работал над этим проектом. Было только странно гримироваться Лениным и натягивать на себя всю эту странную одежду. Но пришлось вжиться в не свойственную для меня роль».

Репертуара для мужчин-сопрано на самом деле не так уж и мало. Немецкая, итальянская музыка, ранние оперы Моцарта - петь можно все. Но в России интерес к этому явлению невелик. «Наверное, это связано с какой-то неуверенностью, отчасти даже с культурологическими моментами, - говорит певец. - Понимаете, в России мужчина, поющий женским голосом, кажется странным...»

На Западе другая ситуация, есть и интерес, и профессиональная подготовка. «В Италии, правда, не очень любят контртеноров. Наверное, за резкое звучание... Современные западные контртеноры в основной массе - хорошо сделанные «компьютерные» голоса. Они все слишком идеальны и меня не восторгают. Меня восхищал Курмангалиев: стихийностью в голосе, в исполнении, уникальным тембром. Такого нет и не было ни у кого. Голос - это тембр, это звук. Если этого нет, то зачем все эти технические возможности. Пусть лучше женщина споет. И сделает это гораздо лучше».

На прощание Олег Рябец смущенно говорит: «Может, они и существуют до сих пор, эти кастраты. Мне кто-то говорил, что в Италии и сейчас есть... До сих пор делают...»

Олег Рябец родился в 1967 году в Киеве. Пел в хоре «Звоночек», затем в хоре мальчиков при Киевской мужской капелле имени Л. Ревуцкого. Учился в Киевской государственной консерватории у профессора К. Радченко, в Государственной классической академии им. Маймонида у профессора В. Чачава, стажировался у профессора З. Долухановой. Издание Diena назвало вокалиста «одним из пяти такого рода голосов в мире, период мутации которого благополучно миновал...» Рябец выступал в оперных залах Лиона и Гамбурга, Риги и Парижа, в королевских домах Англии, в престижных залах Японии. Снялся в документальном фильме «Farinelli. Show must go on!» Олег Рябец обладает редким по тембру и высоте контртенором. Запись его голоса хранится в Британском национальном звуковом архиве рядом с уникальной записью последнего кастрата XX века А. Морески. На праздновании 75-летия принца Эдинбургского Его королевское Высочество принц Филипп наградил певца титулом «Мистер Сопрано ».

_____________
1 Фальцет - очень высокий звук, обычно мужского голоса, своеобразного тембра.
2 Эрик (Салим-Мерюэрт) Курмангалиев (1959-2007) - выдающийся контртенор. Участник самых престижных международных фестивалей. Среди поклонников его таланта были Святослав Рихтер и Пьер Карден.

Ни для кого не секрет, что в нынешних реалиях шоу-бизнеса, талант и вокальные способности артистов зачастую отходят на второй план, уступая место эпатажному имиджу. Сегодня мы с горечью смотрим на звезд ушедшей эпохи, понимая, что таких, к сожалению, уже не делают. Или история все еще может повториться?

Голос - это своего рода слышимый поцелуй души, пробивающийся в материальный мир. Неважно какой тембр у голоса, главное ― это его искренность. Именно благодаря вокалу и харизме певца поклонники влюбляются в них снова и снова.

Мы составили свой собственный список самых выдающихся и сильных мужских голосов современности, услышав которые, вы уже никогда ни с кем не спутаете этого исполнителя.

Тео Хатчкрафт


Наш первый голосистый герой ― Тео Хатчкрафт, который, кстати, сегодня отмечает свой 33-й день рождения. Молодой человек большинству из нас известен, как вокалист британской команды Hurts. Заявив о себе впервые в 2009 году с малобюджетным клипом на композицию Wonderful Life, парни сразу же захватили чарты по обе стороны Атлантики. И по сей день они остаются одной из самых узнаваемых британских групп в мире, не в последнюю очередь благодаря вокалу Тео.

Фредди Меркьюри


Фредди и Монсеррат Кабалье / Фото: @officialqueenmusic

Мы могли бы просто написать это имя без объяснений и этого было бы достаточно. Музыкант, композитор, выдающийся вокалист ― все это о главной движущей силе группы Queen. Как сказал однажды легендарный Пол Маккартни:

«Все участники группы талантливые музыканты, но первое, что вы слышите в их музыке ― голос. Queen ― это Меркьюри».

Не будем спорить с легендарным битлом, просто послушаем эту музыку еще раз.

Дэйв Гаан


Невероятно чувственный голос Дэйва Гаана также заслужил упоминания в нашем списке. Попав на олимп славы в начале 80-х годов, этот парень до сих пор не растерял юношеского задора и убойной харизмы. Уверены, что все, кто когда-либо был на концертах Depeche Mode с нами согласятся.

Cлушаем первую сольную работу музыканта с его дебютного альбома Paper Monsters ― Dirty Sticky Floors.

Джордж Майкл


Любимец фортуны, он предпочитал больше отдавать, чем брать. Вряд ли можно было бы найти в музыкальном мире исполнителя, голос которого настолько сильно волновал сердца. Увы, 2016 год стал роковым для Джорджа, и вслед за такими звездами, как Дэвид Боуи и Принс, он оставил этот мир. Но осталась музыка. На данный момент ― это единственное утешение для миллионов фанатов.

Димаш Кудайберген


Самый молодой герой нашего списка, уже успел стать звездой не только в родном Казахстане, но и далеко за его пределами. Вокальный диапазон артиста поражает своей силой и мелодичностью, и, конечно, мы не могли не отметить поразительную скромность и трудолюбие казахстанского соловья. Действительно, когда мы говорим о Димаше , мы понимаем, что это тот редкий случай, когда внешнее на 100% соответствует внутреннему.

Фил Коллинз


Получивший известность, как участник Genesis, Коллинз также широко известен, как потрясающий сольный исполнитель с характерным узнаваемым голосом. Среди его наград — 8 «Грэмми», 2 «Золотых глобуса», 6 Brit Awards, «Оскар», премия Disney Legend, 6 наград от «Британской академии композиторов и авторов», включая «Международную премию» за достижения. Он также получил свою звезду на «Голливудской аллее славы» в 1999 году, был введен в «Зал славы авторов песен» в 2003 году и «Зал славы рок-н-ролла» в качестве участника группы Genesis в 2010 году. Одним словом ― легенда!

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

Загрузка...