lampalupa.ru

Когда правильно идти на кладбище после пасхи. Адреса нашей компании по всей России

Вопрос про частоту посещения кладбищ перед обываетлями встает довольно часто. Ведь у каждого свое понимание того, когда и как нужно посещать могилы: одни ходят строго в установленные дни, другие - почти как на работу. Церковь же дает свои рекомендации, когда необходимо ходить на погост.

Естественно, такие инструкции - это просто рекомендация: заставить человека строго придерживать установленных правил невозможно. Поэтому можно их просто взять за основу, а далее определить для себя удобный график.

Какие дни установлены для посещения кладбищ

Правила посещения

Что касается цветов, которые берут с собой на кладбище, расхожий миф, что их должно быть четное количество. Для совершенно неважно, сколько их будет - 4 или 5. Чаще всего берут с собой искусственные цветы, хотя рекомендуется от них воздерживаться. Лучше засадить землю различными растениями. А зимой что живые растения, что искусственные цветы из-под снега не видно.

Если вы хотите зажигать свечи на могилке, что сегодня совершенно не возбраняется, делать это нужно по определенным правилам. Необходимо приобрести специальные свечи в и зажигать их непосредственно перед крестом (или, что чаще бывает, памятником).

Посещать кладбище нужно только трезвым. Быть под шофе и не прилично, и некрасиво. Кроме того, кладбище - не место для увеселений: въезжая на погост на , выключайте музыку.

И помните, что выносить ничего нельзя. Вы вынесете отрицательную энергетику, которой на кладбище в избытке. Причем это касается любых предметов - будь то красивый цветок, ветка с дерева или мусор (для него есть на кладбищах специальные мусорки).

Традиции больших церковных празднований в любой религии мира сложны и многогранны. Зачастую они переплетаются с древнейшими языческими обычаями. Это очень часто можно встретить у славянских народов.

Яркий тому пример - праздник Рождества Христова, удивительным образом сочетающийся в сознании народа со множеством языческих традиций: гаданиями, колядой и пр.

Не обошла эта участь и один из самых значимых православных праздников - Пасху. Каждый христианин и любой образованный атеист знают, что в этот великий день весь мир празднует светлое, дарящее надежду событие - Воскресение Сына Божия, умершего в страшных мучениях на кресте.

Пасхальные традиции

Весь православный люд устремляется в пасхальное утро в церковь, чтобы приобщиться к этому удивительному таинству, вознести хвалу Господу, поправшему саму смерть. На всем постсоветском пространстве верующие люди после службы в церкви собираются за праздничным столом, начинают разговляться и даже неумеренно выпивать.

Церковь осуждает чрезмерное возлияние и обжорство. Пасха существует не для того, чтобы угодить своему желудк,у или, хуже того, напиться. Это не собственные именины или свадьба, а великий день Воскрешения Божьего Сына. Еще более несуразной является традиция ходить на Пасху на погост, чтобы помянуть своих почивших покойников.

Почему не стоит поминать умерших в светлый пасхальный день

Пасха - это праздник радости, великого чуда. Она несет человечеству благую весть: после смерти души праведников не исчезнут в небытии, а вернутся к Отцу, их создавшему. Они перестанут испытывать лишения, неразрывно связанные с обычной земной жизнью, и возрадуются, наполнятся бесконечным блаженством единения с Богом. Все это на личном примере 2000 лет назад показал Иисус, воскреснув из мертвых.

Идти в такой великий день на кладбище - это все равно что залиться горькими слезами и утонуть в печали на свадьбе. На кладбище нельзя испытывать радостных чувств, которые сопутствуют Пасхе, а в этот день нужно радоваться, а не грустить. То же самое говорят и отцы Церкви. Они не запрещают ходить на погост, но предупреждают, что этот обычай противоречит самому духу Пасхи и идет в разрыв с церковной традицией.

Когда в Пасху люди стали ходить на кладбище

Обычай поминать умерших в день Пасхи родился в советскую эпоху. Его можно отнести к так называемому новому язычеству. Компартия и советское правительство решительно искореняли любые религиозные проявления в народе. Но те за многие века уже так глубоко въелись в память нации, что полностью истребить их было не так-то просто.

Советским людям нельзя было ходить в церковь, поэтому пасхальный день они отмечали своеобразно: шли на кладбище и поминали своих покойных родственников, выпивали, грустили. Этот обряд в какой-то мере давал душевное отдохновение человеку, которому запрещали молиться и верить в Бога.

День, когда можно поминать

Сейчас такого запрета нет. Любой, кто чувствует желание приобщиться к пасхальному таинству, может свободно пойти в церковь и отстоять всю службу. Но стоит отказаться от советской модели празднования и наполнить этот день радостью, а не скорбью.

“Христос воскресе!” - слышишь это восклицание в первый день Пасхи, и душа наполняется такой невероятной радостью, что нет сил держать ее в себе. Хочется скорее бежать и делиться ею с живыми и мертвыми. Но можно ли посещать могилы родных и близких в светлый праздник, если для этого в религиозном календаре отведен отдельный день - Радоница?

У католиков нет запрета посещать кладбище на Пасху. Многие в этот день, побывав на службе в костеле, спешат на могилки. Не найдем запрета посещать кладбище в какой-либо день и в Уставе православной церкви. Но, учитывая человеческую психологию, православная церковь все же советует воздержаться от поминания усопших в этот день. Не зря Пасху зовут Светлым праздником, а неделя после нее носит название Светлой седмицы. Это время радости и ликования, даже за богослужением мы слышим преимущественно одни песни. И во всем этом нет места грусти и сожалению о произошедшем. А придя на кладбище, особенно на могилы тех, кто недавно покинул нас, мы наверняка пустим слезу, взгрустнем, что дорогого человека нет с нами в этот день.

По одной из версий, народная традиция ходить на могилки на Пасху появилась в советское время. Поскольку верующие не имели возможности посещать храмы, а желание разделить радость праздника было, стали собираться на кладбище, которое отчасти заменило верующим церковь. Однако времена изменились. Безусловно, никто не прогонит сегодня с могилок в день Пасхи. После пасхальной службы можно сходить на кладбище, чтобы поздравить ушедших в мир иной с праздником. Но следует помнить, что и в день Пасхи, и всю Светлую седмицу в церкви не поминают усопших и не служат панихиды, то есть привычным способом “пообщаться” с умершими не получится. Церковный устав разрешает совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмицы, начиная с Фомина понедельника.

Мы приходим на Радоницу на могилы своих близких не просто с целью очередного посещения, а с радостной вестью о Воскресении Христовом. Именно радость лежит в основе названия этого дня. Вполне естественно, воскрешая в памяти образ дорогого нам человека, немного всплакнуть, но безутешно рыдать над могилой не стоит. Своим Воскресением Господь показывает, что будущая жизнь есть, поэтому мы должны приходить на могилы близких с верой, что наша разлука относительна и временна. Однако поскольку все мы небезгрешны, то должны понимать, что нашим близким может понадобиться помощь, чтобы попасть в том, другом мире в лучшее место. И наша обязанность - молиться за них, совершать добрые дела в память о них и раздавать милостыню. Именно этого жаждут от нас усопшие святые. А не конфет, оставленных у памятника, или красного яичка, закопанного в землю могилки.

Церковь категорически против того, чтобы на кладбище приносили любые продукты питания. Косвенным образом это может служить осквернению могил. Птицы и животные, которых притягивает запах продуктов, начнут разрывать их на могилах, оставят свой след на местах захоронений. Еще хуже, когда могилы начинают поливать алкоголем. Это все пережитки язычества, - говорит протоиерей Евгений Свидерский. - Все понимают, что усопшие не нуждаются в материальной пище. Им намного нужнее пища духовная - молитва.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Пять правил для отмечающих Радоницу

Прежде чем посетить кладбище, придите в храм. Подайте записку с именами усопших близких, побудьте на службе, отслужите панихиду.

Можете поставить свечки за упокой - они ставятся около распятия, большего или маленького. Маленькое находится на специальном столике, который называют “канун”. На нем стоят маленькие подсвечники, где и следует затеплять приобретенные в церковной лавке свечи.

Свечу стоит зажечь и придя на кладбище. Совершите литию (буквально означает “усилинное моление”) - чин, которой можно найти в православном молитвослове.

Приберите могилку, просто помолчите и вспомните покойного.

Не устраивайте трапезу на кладбище, не оставляйте на могилках еду - лучше отдайте лишнее нищим или нуждающимся. Пожертвования в виде продуктов можно оставить и на панихидном столе в храме. Впоследствии они будут розданы служащим храма, неимущим или отправлены в детские дома и другие учреждения, о которых заботится тот или иной храм.

Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции? Отвечают священники: Традиционно на кладбище после Пасхи ходят — на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи). — Посещать могилы на саму Пасху — верх непонимания смысла празднования Воскресения Господня. — Поход на кладбище — в Пасху распространенная ошибка, так как — это праздник живых. То же касается церковных праздников — Рождества, Троицы, Благовещения и т.д. — крайне не рекомендуется ходить в эти дни на кладбища. Ведь покойные люди — уже не относятся к этому миру, а находятся в Царстве небесном. — Радоница, после Пасхи — есть родительский день. В этот день вспоминают родителей.. — Согласно православным церковным традициям и Уставу — кладбище нужно посещать — на 9-й день после Пасхи — Радоницу — усопшие тоже должны чувствовать — праздник Пасхи. — Название этого дня — Радоница — говорит о том, что и живые, и усопшие радуются Воскрешению Христа. — На пасхальной неделе, которая проникнута радостью от Воскресения Христа, в храмах даже не принято подавать записки о поминовении усопших. — Для того чтобы разделить радость Пасхи этого события с усопшими, принято приходить на их могилы в Радоницу, которая празднуется на 9-ый день от главного праздника Пасхи. — Радоница (Радуница) — поминальный день приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Название — "радоница", происходит от слова "рад" — радость о грядущем воскресении мёртвых, а также от литовского — rauda — "плач с причитанием". Радоница это Пасха для тех, кто находится в мире ином . Радоница — выпадает на вторник второй недели после Пасхи . — «Христос Воскресе!» — также можно поздравить и своих усопших, мы приходим к своим родным, поздравляем их, говорим. Главное, что эти дни проникнуты не скорбью, а радостью и надеждой, что мы все воскреснем. — В Радоницу — поминовение усопших совершается в понедельник или вторник недели, следуемой за пасхальной. Его чаще в просторечии называют родительским днем для посещения погоста. Посещение кладбища — на Радоницу относится к числу обязательно и ознаменовывает собой тот факт, что — Христос сошел в ад и победил смерть. Такой день считается своеобразным праздником для усопших. Ведь родственники, собираясь на могилке, поздравляют их с воскресением Господним. После Пасхи же 1-м днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница — в этот день верующие стараются посетить богослужение в храме и прийти на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших сродниках . Слово — Радоница — созвучно слову — «радость». — Продолжается самый главный христианский праздник — Пасха, все вокруг радуются Воскресению Христа и Его победе над смертью. И поэтому, поминая в этот день — своих близких в молитвах, должны, прежде всего, порадоваться вместе с ними о Воскресшем Спасителе, который сошёл в ад и вывел оттуда праведников. — Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. Чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них — субботы — 2-ой, 3-ей и 4-ой недель поста. — Когда по православной традиции правильно поминать усопших и ходить на кладбище — после Пасхи? — Начиная — с Радоницы — 1-го вторника после пасхальной недели — снова совершаем панихиды — полные заупокойные богослужения. Правильно — сходить после зимы на могилки, последний приют ваших близких. Обычно после Пасхи идут на кладбище — на Радоницу (это 2-ой вторник после Пасхи — 9-ый день после Пасхи) — это день особого поминовения усопших, — родительский день. — На Страстной неделе и еще 8 дней после праздника Пасхи ходить на кладбища нельзя . — Радоница — всегда отмечается — в 1-вый вторник после пасхальной недели. — А 1-я послепасхальная родительская суббота выпадает — на 49-й день после Христова Воскресения, накануне — Пятидесятницы — дня сошествия Святого Духа на апостолов. Пасха — великий православный праздник. Люди готовятся к нему, наводят порядок и чистоту в домах. — Если человек верующий, если он соблюдал Великий пост и старается жить по церковным законам, то на вопрос о том, — «можно ли на пасху ходить на кладбище?» ответ будет «нет» . Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день Радоницу (от слова радость — ведь праздник Пасхи продолжается) — и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели . — У этого дня отдельное название Радоница . — Он выделен именно для того, чтобы посетить кладбище и помянуть усопших . — В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище — помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им. —На кладбище — нужно идти в родительский день , который бывает через неделю от Пасхи в следующий вторник . — Священники сходятся во мнении, что лучше совершать этот ритуал в специально установленные для него дни . — А вот по прошествии недельного Пасхального ликования и об умерших не грех помолиться. — Вначале в храм — на Радоницу, а потом — и на кладбище в самый раз, только с молитвой о родных. — Посещать кладбища правильно на Радоницу после Пасхи . Посещать кладбище после пасхи — через 7 дней — это лучший вариант, тогда можно хоть каждый день. — Во все остальные дни, если появляется желание, рекомендуют посещать церковь и ставить свечки за упокой. — Следующие подходящие дни для посещения кладбища, могилки сродников по плоти и по крови — этовторая суббота после Пасхи . — Для этого есть и другие поминальные дни — понедельник, вторник через неделю после Пасхи , Троицкая родительская суббота; Духов день — Это — народное название праздника Сошествия Святого Духа: Празднуется — в первый понедельник после Троицы . — Обычно в церкви рекомендуют посещать погост в дни поминовений усопших, в день кончины того, кого собираются посещать на кладбище — в Радоницу, а также допускается посещение кладбища каждую субботу — она считается заупокойным днем. — НА КЛАДБИЩЕ: Когда ходят на кладбище, ведут себя спокойно, без лишних эмоций. Избегайте смеха или громкого плача. Не ругайтесь. Не плюйте и не мусорьте. По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего. Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома. Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них. Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека. — До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. — Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо потому, что оно облегчает душе усопшего переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. — Когда можно ходить на кладбище: в день похорон; ко дням поминовения усопших относят — 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти; каждый год в день ухода человека из жизни; в поминальные дни — понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной; 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста; Троицкая суббота — день перед праздником Святой Троицы; Дмитровская суббота — первая суббота ноября; Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту. — Когда православие не приветствует посещать могилы родных и ходить на кладбище: в такие христианские праздники — как Пасха, Благовещение и Рождество Христово; Троица на кладбище тоже не отмечается — на Троицу ходят в церковь; считается, что не нужно идти на погост после заката солнца; женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой женщины. — Неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом. Но есть и другое мнение, что такие памятные даты, как день рождения или день Ангела, тоже служат поводом для поминовения ушедшего из жизни. В эти дни можно еще и священника на могилку пригласить. — Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в 3-й день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного». Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан — Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию. Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу — «покой» — Церковь молится за всех перешедших в загробный мир. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботу в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни («деды»): В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. — это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться рядом с их погребенными телами. Самое лучшее, что человек можете сделать для умерших — это совершить молитву, хотя бы такую краткую: — «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Когда — ходить на кладбище: В ситуации когда живете далеко от могилы ваших родных или просто не имеете возможности навещать их, но присутствует желание уделить внимание и помянуть, сходите в церковь и поставьте свечу за упокой. Необходимо знать, что такие свечи не ставят в дни Страстной недели и дни Светлой седмицы. Также в храме есть возможность заказать у батюшки панихиду (моление об умерших) или литию (усиленное моление). Можно молиться и самим: читать Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянином. В случае когда что-то обронили на мертвую землю на кладбище на могилке — лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет — очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы). Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь. При любых обстоятельствах помните о своих умерших близких, а придя на их могилы, ведите себя подобающе, ведь кладбище — это священная земля, место покоя усопших.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики ».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство . Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос »».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти ».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово .

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения ». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых ».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Журнал «Нескучный сад»

Загрузка...