lampalupa.ru

Рассказ индейской женщины-шамана. Шаманы - шарлатаны и влюбленные в них женщины

Научный руководитель

В самом разгаре урок по «Фольклору Сибири». Мы слушаем предельно внимательно. Тема захватывает. Учитель интересно рассказывает о шаманах, их способностях, их умениях, атрибутах. Сидим, слушаем и удивляемся: как много непостижимых загадок еще в мире? Как много мы не знаем. Как на многое не обращаем внимание!

– Немногие из нас видели живого шамана. Но, мы уверены, что почти каждый из нас живо представляет себе картину, известную по книгам и кинофильмам: по полутёмной юрте в иступленной пляске мечется человек в причудливых одеждах. Он бьёт колотушкой в большой бубен, призывая духов. Его лицо искажено, глаза закрыты. Вот удары становятся чаще и сильнее, вот он увёртывается от невидимого врага. В конце сеанса шаман падает без чувств. Потом он расскажет сидящим в юрте людям о своей встрече с духами.

Учитель пытается нам сказать, что не только сейчас, но и много раньше шаман представлялся в общественном сознании темным и страшным шарлатаном, обманывающим невежд. Шаманов часто называли «выходцами из социальной нормы», людьми, страдающими нервными расстройствами. «Взгляд на шамана как на человека нервно или психически больного стал почти общепризнанным в науке, и само возникновение шаманизма стало мыслиться как результат отклонений в психике» – ссылается учитель на слова Е. Ревуненковой, которая написала много книг по исследованию шаманства. Подобным образом объясняется феномен шаманизма в «Энциклопедии Религии и Этики».

В работе, посвященной шаманизму в Ост-Индии, голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман – это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто – безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно – к сомнамбулизму» .

«Что нервнобольные в Сибири – шаманы, всем известно и в особых доказательствах не нуждается» – безоговорочно утверждал в 1936 году . А ставший впоследствии видным представителем советской этнографической науки еще в 1910 году писал в журнале «Этнографическое обозрение»: «Изучая шаманство, мы, прежде всего, наталкиваемся на целые категории мужчин и женщин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших... Во всяком случае при изучении шаманства нельзя забывать, что это – форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых» .

Датский религиовед О. Ольмаркс даже определил диагноз болезни, которой страдают шаманы, а заодно и их обычные соплеменники. Это, по его мнению, действительно известная среди народов Севера «полярная истерия».

Учитель на секунду останавливается, потом продолжает:

– С этими утверждениями можно и нужно не соглашаться. Все намного сложнее. Существуют доказательства и обратные. На самом деле шаманы очень интеллектуально и духовно развитые, способные люди, наделенные не совсем обычными данными. Например, Мирче Элиаде, известный ученый настаивает во всех своих исследованиях, что мнение о шаманстве как о психической болезни совершенно не верно.

В период шаманской инициации посвящаемый имеет вид душевнобольного, – подчеркивает М. Элиаде, – но когда посвящение позади, шаман более крепок, здоров и памятлив, чем иные люди его племени .

Существуют многочисленные доказательства того, что признаки эпилепсии и других душевных болезней, отмечающих призвание в шаманство, изглаживаются после посвящения.

О том же свидетельствует и Анна Смоляк: «Шаманы нанайцев и ульчей в большинстве случаев были уважаемыми односельчанами людьми... все они – сильные, волевые люди, во многом сведущие, опытные в житейских делах, в промыслах» .

Мы, с увлечением слушавшие учителя, задумались. А ведь, шаманы существует и в настоящее время. Было бы очень интересно пообщаться с ними, что называется из первых уст услышать «тонкости».

Группа загалдела. Все начали задавать ей вопросы.

Учитель остановил нас:

– А может быть мы возьмем у нее интервью? Наверняка, ответы приоткроют некоторые тайны шаманов.

Так родилась идея проекта: взять интервью у женщины – шаманки и на основании его анализа попытаться понять, можно ли действительно шаманов назвать «выходцами из социальной нормы».

Для реализации данной идеи необходимо было:

Познакомиться с шаманом.

Сформулировать вопросы интервью.

Проанализировать ответы шамана.

Сделать вывод: действительно ли он является «выходцем из социальной нормы»?

Тип проекта: социально-исследовательский

Социальная значимость проекта: шаманство интересно для нас не только как осколок истории, помогающий лучше понять далёкое прошлое человечества. Шаманство - это всё ещё актуальная проблема сегодняшнего дня. Знать шаманство - значит уметь правильно оценить особенности современного религиозного сознания в нашей стране, в том числе и на территории нашего сибирского региона.

Длительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: студенты 2-ого курса, изучающие дисциплину «Фольклор Сибири».

Нашим респондентом стала 1935 года рождения. Родиной ее является Улус Бильчир Нукутского района. проживает в с. Аляты Аларского района Иркутской области. Она, ветеран труда, в прошлом учитель русского языка и литературы (40 лет стаж работы), Отличник Просвещения.

- Шаманизм – это наследственность или навык, который все же можно как-то обрести?

– это наследственность, приобретение невозможно – это шарлатанство.

- Скажите, подобный дар всегда передается по наследству?

становятся по собственному желанию, исходя из наследственного дара.

- Шаманом становятся по собственному желанию?

С. Ф. По собственному желанию можно не принять, если даже есть наследственность.

- А как вы стали шаманкой, с самого раннего детства или нет?

С. Ф. В раннем детстве невозможно такое, за пятьдесят лет стала ощущать чувства недомогания, стала болеть, как будто слышать какой-то голос (были болезни, операции, головные боли, главное бессонница). Поехала на родину (Нукутский район), там троюродный брат (шаман Тороха, его отец был признанным шаманом в Иркутской области в военные годы) подсказал, что надо принять обряд и начинать шаманить, иначе жизнь будет короткой.

- Вы можете более подробно рассказать о первом обряде посвящения?

введения в шаманство проводился в 90-м году. На родине в Нукутском районе между двух гор Туроон и Хашхай, на реке Унге. Закололи барана, варили мясо в котле. Были приглашены родные – сестры, братья, сельчане. Шаман Тороха очень серьезным, громким голосом вызывал духов этих гор и духов рек, долины, всевышнего бога. Он обращался к герою легенды бурятской Гэсэру, ко всему старшему поколению бильчирцев, которые давно ушли в иной мир. Приносил им жертвоприношение в виде почетного куска мяса, капал молочным тарасуном (разновидность легкого алькольного напитка бурят), капал много молока. Капал (подносил капельки напитка, или по-русски брызгал верх). Большие угли бросал во все четыре стороны, прыгал босиком на земле, вокруг меня, обводил огнем с благовонием (на сковороде), затем обводил всех присутствующих. Только потом приступили к торжественной трапезе.

- Как шаманы могут помочь людям?

С. Ф. Из своего опыта могу сказать, что обращавшиеся ко мне уходили успокоенными, довольными и у них дела налаживались, проблемы разрешались. Сознательно (то есть почувствовала силу) последние 20 лет помогаю людям, стала ездить по приглашению людей в другие деревни, села и даже города.

Настоящих потомственных шаманов, которые действительно могут исцелять, говорить с духами, видеть и чувствовать какие-то иные силы - их много?

, что мало. Много есть людей, считающих себя шаманами. Наверно, что-то они имеют, но настоящих, по-моему мнению, все-таки мало.

По поверьям шаман должен быть старым, грязным, облезлым, обязательно узкоглазым, ходить в лохмотьях и жить в отшельничестве, в лесу. Вы согласитесь или опровергните это.

С. Ф. В древности такие наверно были – настоящие отшельники. Узкоглазыми являются все буряты. Современность вносит коррективы – глаза стали шире. Сейчас современные шаманы при галстуках ходят, женщины духами пользуются.

- Кто чаще становится шаманом: женщина или мужчина? Есть ли разница в том, кто шаман: женщина или мужчина?

разницы кто становится шаманом. Как женщины, так и мужчины. Единственно – женщина должна быть в возрасте, то есть не детородной, то есть как мужчина. Разницы есть – мужчина – сильный пол. Мужчина сам может приносить жертвоприношение. А женщине надо иметь при себе такого работника, чтобы совершить полностью обряд: заколоть по всем правилам овцу, коня. Я всегда беру с собой рядом такого работника, иногда двух.

- Может ли шаман иметь семью? Расскажите и о своей семье, о предках.

С. Ф. Да шаман может иметь семью. У меня шестеро детей, внуков – 16, правнуков – 6. Все они находятся под моей защитой. Предки – материнской линии был Гурсэп (моя мама была 7 колено после него. Он был предсказателем: он предвидел появление тракторов, телеф. связи, цивилизационные изменения), сама мама (была травницей, знала разные лекарственные травы, сама собирала, ее мать по роду была по рождению с гор (Окинский район, предгорья Саян), была шолушаманкой, умела все делать, а мама – лечила людей от разных болезней. По отцовской линии – Трофимовых был Солдонка-боо (шаман), Никола-боо, Няхала-боо, Тороха-боо, Моисей-боо и сам отец _ Фадей Дмитриевич-боо.

- Что должен уметь делать настоящий шаман?

должен понимать людей, быть добрым, любить детей, уважать каждого человека, хранить природу, бережно относиться ко всему живому миру, не думать плохо о людях, никому не желать, а тем более делать зла.

- С какими проблемами к вам обычно приходят?

С. Ф. Обращаются по болезни, по горю, когда обращаются в дальний путь – в армию (отправляла в Чечню, еще куда-нибудь), выезд в дальний путь – за границу, поступать в вузы и т. д.

- Как шаман узнает, сколько болезней у человека?

С. Ф. Сколько болезней у человека – знает только человек. Это шаману нельзя узнать, в общем можно определить – болеет человек или нет.

- В церковь не ходите? А во что-нибудь верите?

вся святая, шаманизм совпадает с буддизмом – один бог, хотя буддистская церковь не принимает нас – ламы считают, что мы-шаманисты общаемся с миром мертвых. А мы обращаемся с нашими предками – духами-хранителями. Если к ним не обращаться, не молиться им, они могут разгневаться.

- Может ли шаман помогать людям другой национальности?

другой национальности можем оказывать помощь, особенно если они живут на бурятских шаманских землях.

- Почему шаманы не строят церквей, дацанов для совершения своих молебнов?

не нужны такие строения, сама природа – храм святой. В ней есть святые места – особенно, места поклонения. Поэтому не нужно там храма. Там всегда должно быть чисто, опрятно, люди не должны мусорить там. Это и есть настоящий живой храм.

- Вы часто ездите по миру, с какой целью?

С. Ф. По миру – в другие села, города езжу, если попросят. Так выезжала в Иркутск, Улан-Удэ, поселки Кутулик, Новонукутск. Да и ко мне приезжают из других районов – из Осинского района, с. Осы, Боханского района, с. Тараса (у кого предки из нашего места).

- Расскажите о своих атрибутах, как они вам помогают?

С. Ф. Пользуюсь скромными атрибутами – пояс отцовский, деревянные чашки для молока, тарасуна всегда с собой и травы (пихта, чабрец, с помощью которых проводится обряд очищения огнем).

- Что такое Камлание для шамана?

– по научному, перевод получается шаманского обряда. Это как молитва. Камлание – молитва на русский лад.

- Какую реальную силу для шамана имеет слово?

С. Ф. Слово имеет очень большое значение, оно поднимает у человека дух любви, исцеления, освобождения и т. д.

- Получается, слова никуда не исчезают, не испаряются в воздухе, а всегда материализуются?

никуда не исчезают, они материалистичны.

- Кто такие ловцы душ? Как распознать ловцов душ сегодня?

С. Ф. Ловцы душ есть. По-русски они занимаются черной магией. По-русски – такие люди вызывают в человеке сильный страх, то есть они выводят людей из равновесия неожиданно, чтобы украсть их душу, с которой им станет жить лучше. А у того человека наступит апатия ко всему, он может заболеть и вскоре умереть.

- Есть ли специализация шаманов – черный шаман, белый шаман? С каким из них вы ассоциируете себя.

С. Ф. Да есть черные шаманы, есть белые. Черные, я думаю, это шарлатаны. Те люди, кто принял такой сан, совершают обряды ради денег, заработка. Это черные шаманы. Они приносят вред, прежде всего самому себе. Я исхожу из белых шаманов. По черному пути я просто не могла пойти.

Голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман – это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто – безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно – к сомнамбулизму». Есть ли правда в этих словах?

С. Ф. Г. Вилкен – отчасти прав, есть шаманы, уходящие в экстаз, они это делают намеренно, чтобы загипнотизировать людей.

- Почему шаманов называют выходцами из социальной нормы? Чем они отличаются от обычных людей?

С. Ф. В обычной жизни шаманы ничем не отличаются. Они такие же люди.

Один из шаманов заявил о себе так «Я езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из форточки». А о себе как вы можете сказать.

С. Ф. Шаман не баба Яга, он обычный человек. Это больше сказка. Езжу на машине сейчас, иногда на тракторе – во время сезонов дождей, распутицы, приходилось на бензовозе, молоковозе, то есть на всех видах транспорта, иногда на коне в телеге выезжала. Раньше-то шаманы ездили на конях, повозках. Сейчас время иномарок.

- Сегодня в обществе изменилось отношение к шаману по сравнению с советским временем?

С. Ф. Да, сейчас другое время – свободное. В Советское время это было запрещено, шаманили по ночам. Помню с детства Билбуун Баянов-шаман, который приходил ночью к нам и шаманил.

- Не пора ли организовать обучение шаманов в каком-нибудь Вузе России?

С. Ф. Обучение шаманству невозможно. Шаманство считается даже не религией в классическом религиоведении, хотя это и религия, и вера.

В литературе описывается, что в прошлом шаманы успешно искали потерянных людей, домашних животных. Сейчас такое возможно?

С. Ф. Чтобы искать людей, животных – надо быть не шаманом, а экстрасенсом. В старину такое про шаман говорили. Сейчас люди обращаются к бабкам-знахаркам.

- Кстати, говорят, что настоящий мастер никогда не возьмет плату за свои дела.

С. Ф. Настоящий шаман никогда не устанавливает плату.

- А вам платят за обряды?

не имеют права брать оплату. Иное дело – подарки. Что люди могут подарить, это и есть их благодарность.

- Для вас, как для шамана, существуют какие-то табу или правила?

С. Ф. Правила и табу есть – в болезни не надо шаманить, особых нет.

- Какова роль шаманизма в нашем бурном мире?

С. Ф. Роль шаманизма большая – вернуть людей к памяти народной, генетическому самоопределению, сохранению мира в обществе и в природе.

Мы поблагодарили Софью Фадеевну за интересное интервью и, проанализировав ответы, пришли к выводу: наверное, шаман, действительно выходит из социальной нормы своего общества, и в этом смысле он ненормален, хотя внешне они создают впечатление обычного человека. Но, скорее всего, правы те ученые, которые настаивают на его психическом здоровье. Трудно представить, что все множество сообществ шаманского типа, существующих по всему земному шару, состоят из душевнобольных людей. Ведь не только сам шаман, но и его соплеменники, коль скоро они верят ему, должны иметь сходный психический строй.

Считать их всех на этом основании сумасшедшими не больше причин, чем атеисту полагать безумцем любого христианина, участвующего в евхаристическом таинстве. А если признать хотя бы субъективную реальность духовного мира, то тогда феномен шаманства становится легко объяснимым: общаясь каждодневно с духами, принимая их в себя, восходя и нисходя в их обители, шаман обязательно будет казаться «странным», «одержимым», «экстатичным». Такой он и есть. Но странность и одержимость объясняются его принадлежностью одновременно к двум мирам – миру человеческому и миру демоническому. Сам шаман и его соплеменники уверены в этом безусловно.

Шаман является выходцем из социальной нормы, хотя все его поступки пронизаны внутренней логикой – так неправильные поступки создают дисгармонию в человеке и мире, разрывая связь, соединяющую все три мира. И целью жизни шамана является восстановить эту нарушенную связь, приведя все миры в равновесие и исполнив даже в нижнем из миров волю высших богов. Поэтому долгом шамана является не оказание «одноразовой помощи», а заботится о сохранении «божественного равновесия» и помогать людям, оказавшихся выведенными из этого равновесия и страдают разными психофизическими заболеваниями, что и объясняет причину многих болезней и других человеческих несчастий – нарушение принципов жизни, определенных древними богами во времена сотворения мира.

Шамана можно назвать никем иным как сталкером, проводником между мирами, и поэтому он должен будет готов выполнить любую задачу, которую поставят ему боги – целить, предсказывает погоду, читает любовные заклятия и т. д. В этом нет ничего особенного – это просто одна из составных частей великого повторяющегося космологического цикла, в который верили древние цивилизации. Он должен поддерживая контакт с духами-опекунами, являясь как бы «специалистом по духам».

Библиографический список

1. G. A. Wilken. Het schamaniwsme bij de volken van den lndischen Archipel // Verspreide geschriften. D. III. s"Gravcnhage, 1912. P. 325.

2. Богораз. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. М., 1910. № 1–2. С. 3–5.

3. Гомбоев Вечным Синим Небом. Шаманизм. Святая неугасимая вера./ . – Улан-Удэ: н-п, 2010. – 336 с. C. 240-241]

4. Культ онгонов в Сибири // Пережитки тотемизма в идеологии сибирских шаманов. М.-Л., 1936. С. 363.

5. Зеленин сибирского шаманства.// Известия АН СССР. Сер. общ. наук. 1935.№ 8.

6. Зеленин онгонов в Сибири. М.-Л., 1936.

7. Ревуненкова Малайзии и Западной Индонезии. М., 1980.

8. Происхождение И Смысл Понятия Шаманизм http://www. *****/religions-392-1.html

9. Космос и история... С. 167–168.

10. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974. С. 178.

Женщина шаман

Бог успакаивает беспокойных

И беспокоит успокоенных

Неизвестный

Утром, после освежающего душа под водопадом, напряжение и боль в ногах, спине и плечах стихли. Хотя я еще не набрал полную силу, но простое питание и постоянные упражнения на свежем воздухе придавали мне больше жизненных сил, чем я испытывал когда-либо за последние несколько лет.

После скромного завтрака - папайя, бананы и вода из водопада - мы двинулись дальше вдоль гряды вулканических скал, выросших из океана миллионы лет назад. Мы оба ритмично дышали в такт своим шагам. Очевидно, Мама Чиа прекрасно знала этот путь или инстинктивно чувствовала, куда нужно сворачивать на очередной развилке.

Я еще раз попросил Маму Чиа рассказать о своей жизни.

Обычно я не рассказываю о ней, - начала она, - но я думаю, кое-что окажется для тебя полезным.

Что именно?

Возможно, вы даже станете знаменитой и начнете сниматься в рекламе пива, - пошутил я.

Улыбнувшись, она ответила:

У тебя это лучше получится. Я предпочитаю оставаться неизвестной. Просто я верю, что одна жизнь способна вдохновить другие.

Ну что же, я готов слушать, - сказал я, подходя поближе к ней, насколько это позволяла узкая тропка.

Я родилась здесь, на Молокаи, в 1910 году. И отец, и мать были наполовину гавайцами, наполовину японцами. Как и у этого острова, у меня богатое наследие, но недостаточно сильное тело, - она многозначительно взмахнула тростью.

По-моему, очень даже сильное, - возразил я. - Мне довольно трудно поспевать за вами. Она усмехнулась и кивнула:

Джек Лондон однажды сказал: «Жизнь иногда сдает нам хорошие карты, но игру приходится продолжать и при совершенно неудачной раздаче». Я надеюсь, что сделала со своими картами лучшее, что только могла. Ребенком я постоянно уставала. У меня были самые разные аллергии, и я часто болела. Большую часть времени мне приходилось оставаться в постели, и я не могла даже холить в школу.

Мой отец любил рассказывать мне о том, что Тедди Рузвельт был болезненным и хрупким мальчиком, но вырос «настоящим мужчиной» и стал президентом Соединенных Штатов. Рассказы отца вселяли в меня определенные надежды, но мое тело, казалось, слабело с каждым днем.

Мама Чиа приостановилась, вынула из сумки горсть орехов, поделилась со мной и продолжила:

Когда мне исполнилось семь лет, мои родители пригласили местного кахуна купуа, шамана по имени Папа Кахили. Он был очень сильным знахарем. Все, кого он лечил, преклонялись перед его искусством, а те, кто знал и понимал древний Путь, очень уважали его.

Мои родители были набожными христианами и не очень-то верили в духов природы. Но я все слабела и слабела, и ни один врач не мог помочь мне, и тогда их любовь превозмогла страх и недоверие, и они попросили Папу Кахили осмотреть меня.

В первый раз, когда мы встретились, он не дал мне никаких лекарств. Не было и никакой ритуальной магии, которой так боялись мои родители. Он просто ласково поговорил со мной. Я почувствовала искреннюю заботу, которая от него исходила. Я еще не знала этого, но именно в тот день и началось мое исцеление.

Позже он начал давать мне лекарства, которые сам делал из растений, и говорил со мной о многих вещах - о целительной силе, кроющейся внутри меня самой. Он рассказывал мне воодушевляющие истории, благодаря которым в моей голове появлялись прекрасные образы и мечты. Папа Кахили брал меня с собой в путешествия, и каждый раз я возвращалась домой все более окрепшая и сильная.

Ваши родители так и не смирились с ним? - спросил я.

Только много месяцев спустя. Они называли его «человеком Божьим», и им очень нравилось, что он никогда не говорил, что сам исцелил меня - он утверждал, что его направлял Бог и что через него действовал Святой Дух.

Шло время, и в Европе началась Первая мировая война. В газетах пишут о самых великих событиях истории. Но о Папе Кахили никогда не писали в газетах, и он никогда не станет предметом исторических книг. Он был частью тайной истории, которая похожа на подземную реку, дающую жизнь цветам на поверхности земли. И все-таки в нашем крохотном мире он был одним из величайших людей.

Когда закончилась война, мне было уже восемь, и я достаточно окрепла для того, чтобы ходить в школу. Хотя я была толстухой, застенчивой и не очень-то симпатичной, у меня даже появилось несколько друзей. Следующие семь лет я лихорадочно наверстывала все, что упустила, все, что полагается делать обычной девушке: я ездила на Оаху и другие острова, весе-

лилась на вечеринках, гуляла по магазинам с подружками и даже назначала свидания мальчикам.

В конце концов я вдруг устала от вечеринок, путешествий и магазинов. Я всегда чувствовала себя в чем-то отличающейся от других людей - пришельцем в незнакомой стране. Но теперь я чувствовала себя отчужденно даже по отношению к своим друзьям. Им по-прежнему нравились бурные сборища и модные новинки, а я предпочитала читать или просто сидеть среди деревьев, покрытых лунным светом, - она махнула тростью, показывая на окружавшие нас со всех сторон и сверху деревья кукуй.

Может быть, долгие годы детства, проведенные в одиночестве в постели, когда я могла развлекаться только чтением, вновь возвращали меня ко всему этому и выработали во мне привычку размышлять об иных, более серьезных вещах. Так или иначе, но я все больше времени проводила в одиночестве.

Мама Чиа, - сказал я, - мне очень неловко вас прерывать, но я понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите о чувстве отличия от окружающих.

Она приостановилась, посмотрела на меня и кивнула.

Пожалуйста, - попросил я, - продолжайте.

Я понимала, что разочаровываю своих родителей, и мне хотелось сделать что-то такое, что позволило бы им гордиться мной. Отец тяжело работал на сахарном заводе и с трудом накопил денег на мою учебу в колледже. Поэтому я старалась изо всех сил и прочитала намного больше, чем все мои сверстники, - мне очень хотелось исполнить надежды родителей. В 1928 году я поступила в Стэнфордский университет.

Вы учились в Стэнфорде? - изумленно спросил я.

Да, - ответила она. - Почему это тебя так удивляет?

Ну… Даже не знаю…

В детстве я все время лежала в постели - и читала, читала… Моим родителям было довольно трудно и дороговато доставать мне книги на самые разные темы. Я думала, что серьезно отстаю от школьной программы, но когда пришла в школу, то оказалась одной из лучших учениц. И я очень неплохо сдала вступительные экзамены в университет…

А вот в этом мы отличаемся! - усмехнулся я. Она улыбнулась в ответ.

Родители считали, что мне осталось найти себе хорошего мужа, но самым важным для меня была учеба - в университете можно было узнать столько нового, а библиотеки были просто забиты книгами, и я совсем не собиралась упускать такую прекрасную возможность. Меня интересовало человеческое тело - наверное, из-за собственных проблем со здоровьем, - и поэтому я поступила на медицинский факультет.

Уже старшекурсницей я наткнулась на небольшую статью о традициях гавайских кахуна, и это меня полностью поглотило. Кроме того, я много читала о других системах духовной и сакральной медицины, включая гипноз и психоанализ, работающие с разумом на основе принципов веры и убеждения. Я осознала, что моим призванием является именно целительство, а не традиционная медицина.

Вы не верите в традиционную медицину?

Я очень ценю средства и технологии современной западной медицины, - возразила она. - Но я убеждена, что большинство врачей, как и их пациентов, больше беспокоятся о быстром облегчении симптомов болезни с помощью лекарств и хирургии, чем об обучении и воодушевлении пациентов. Они редко пытаются помочь больным изменить те привычки и тот образ жизни, которые стали причинами их болезни, и начать жить в гармонии с законами природы. Когда-нибудь медицина изменится, - убежденно заявила она. - Как только люди поймут, что именно на самом деле важно.

Одновременно со всеми этими событиями я познакомилась со своим будущим мужем, чего совсем не ожидала. Однажды, на ступеньках библиотеки, я выронила из рук книгу. Прежде чем я успела нагнуться, неизвестно откуда возник симпатичный молодой человек, схватил книгу и с улыбкой протянул мне. Мы разговорились - и больше не замолкали. Его звали Брэдфорд Джонсон. Мы обвенчались сразу после окончания университета. Я никогда не понимала, как он - красивый, атлетически сложенный мужчина - мог влюбиться в такую дурнушку, как я. Я часто шутила, что, наверное, спасла ему жизнь в прошлом воплощении и теперь он выплачивает свой долг!

В 1932 году, когда мы окончили учебу, Брэдфорд начал преподавать в Калифорнии, а я уже была беременна. Мы были так счастливы! - Голос Мамы Чиа дрогнул, и я едва расслышал ее следующие слова. - Мы потеряли ребенка… - Несколько минут Мама Чиа грустно молчала. - И я узнала, что никогда не смогу иметь детей. Никогда. Я почувствовала себя так, словно мое тело меня предало.

Брэдфорд был очень чутким человеком. Он сказал, что мы могли бы взять приемного ребенка, но так получилось, что мы оба все время были слишком заняты… Во всяком случае, у меня есть племянник и две племянницы. - Она попыталась улыбнуться, но ее улыбка быстро растаяла.

Через месяц внезапно умер мой отец. Мать осталась совсем одна, и я была нужна ей. Брэдфорд нашел преподавательскую работу на Оаху, так что я проводила будние дни здесь, на Молокаи, рядом с матерью, а выходные - на Оаху, с мужем. Так продолжалось до тех пор, пока школу, в которой работал Брэдфорд, не закрыли во время Великой Депрессии. Он тоже переехал к нам, на Молокаи. Это были трудные времена, но у нас, по крайней мере, была крыша над головой и огород.

Наступил 1941 год. Бомбардировка Перл-Харбора. Это и последующие события стали одними из самых страшных в моей жизни. - Мама Чиа остановилась и повернулась к панорамному виду джунглей далеко внизу и океану за ними. - Я не привыкла к таким разговорам. Немногие люди знают эти вещи обо мне, а у меня самой нет особой потребности ими делиться… Ты понимаешь? Может быть, нам следует на этом и остановиться?

Я коснулся ее руки и сказал:

Я испытывал очень теплые чувства и к Сократусу, и много раз просил его рассказать о прошлом, но он всегда мне отказывал. Это задевало меня, хотя я ему об этом и не говорил. И, может быть, то, что я не знаю, кто он и откуда, - еще одна упущенная возможность моей собственной жизни. Вы ведь хотели узнать, интересна ли мне ваша жизнь?

Она молча кивнула, но на ее лице не было никакого выражения, пока я не заметил, что в ее глазах, неподвижно глядящих на синий океан, стоят слезы. Высоко над нами проносились облака, которые, казалось, цепляются за горные пики. Мама Чиа подняла свою трость, жестом показала, что мы должны продолжать путь, и, когда я последовал за ней, продолжила:

Брэдфорд тогда был в Гонолулу и видел разрушение Перл-Харбора. Как любой порядочный выпускник Стэнфорда, он пошел в Военно-Морской Флот, чтобы помочь защитить свою страну. И как бесчисленное множество других женщин, я каждое утро, каждую ночь молилась за своего мужа.

Поползли гнусные слухи о том, что люди японо-американского происхождения будут перевезены в специальные лагеря на континенте, чтобы избежать саботажа и диверсий. Я не верила, что такое может случиться, просто не могла поверить. Но эти слухи оказались правдой. Хотя я была японкой только частично, мы с матерью перебрались в эту изолированную и незаметную часть острова. Маме было тогда за шестьдесят, и она страдала от множества болезней, облегчить которые было не в моих силах.

На Молокаи вернулся Папа Кахили, который провел около десяти лет с одним местным шаманом в Африке. Я попросила его помочь моей матери. Но он был уже очень стар, и его работа в Африке - непрерывное сражение с голодом, дизентерией и огромным числом других болезней - отняла у него все силы. Он сказал, что Дух призывает мою несчастную мать и скоро она освободится от своего бренного тела и страданий, - а он сам уйдет вслед за ней.

Он подолгу разговаривал с моей матерью и успокаивал ее. Через неделю после его возвращения она тихо скончалась во сне. Мне было очень одиноко, и я целыми днями помогала старому Папе Кахили. Набравшись смелости, я попросила его учить меня пути кахуна. Я чувствовала, что это моя судьба.

И он заплакал, он рыдал скупыми слезами старика, потому что он всегда знал об этом - все эти годы, - но ему приходилось ждать, пока я сама не попрошу его. Он принял меня в свою семью и посвятил в традиции кахуна.

Папа Кахили давно отправился в мир духов, но я всегда чувствую его присутствие рядом со мной. Так происходит с каждым, у кого был учитель. Он обучил меня, как я могу помогать тем, кто в этом нуждается.

Я начала помогать тем людям, которым служил он сам, здесь, на Молокаи. Кроме того, я прошла дополнительное обучение навыкам акушерки. В студенческие годы я видела много смертей, - сказала она. - Я хотела уравновесить их, помогая появиться на свет новым жизням. Я все-таки смогла участвовать в чуде рождения, хотя эти дети были не моими.

Потом я получила извещение от Департамента Военно-Морского Флота. Еще до того, как я открыла его, я знала содержание письма - каждое слово в нем. Выплакавшись, я дрожащими руками открыла конверт. Письмо подтвердило то, что снилось мне уже несколько дней-Брэдфорд, мой муж, пропал без вести в море.

Война закончилась, и ко мне пришло беспокойство. Слишком много призраков прошлого, слишком много воспоминаний. Я накопила денег и в 1952 году…

Мне было шесть лет, - вставил я.

Да, когда тебе было шесть лет, я отправилась в двенадцатилетнее кругосветное путешествие. Я следовала не карте, а своей интуиции. Первые два года я провела на континентальной части Соединенных Штатов. Я передвигалась поездами, автобусами и просто пешком. Я знакомилась с людьми, к которым направляло меня Высшее Я, я приходила туда, куда оно звало меня.

Вы когда-нибудь были в Беркли, штат Калифорния? - спросил я.

Да, - ответила она. - Я проезжала через Беркли, но, если тебя именно это интересует, то с Сократусом я познакомилась только через восемь лет. Потом я отправилась в Северную Европу - изучала традиции и знания друидов, потом проехала через Испанию и Центральную Европу, потом еще южнее, через несколько африканских городов. Затем я отправилась к ближневосточной и арабской культуре, а дальше - в Индию, Непал, Тибет и на Памир…

Я был там, - прервал я, - но не нашел того, чего искал.

Я очень рада, что путешествовала уже в зрелом возрасте. Если бы я была моложе и еще не прошла необходимой подготовки, я пропустила бы школу.

Какую школу? - переспросил я, вспоминая слова Сок-ратуса.

Потом я посетила Китай и нашла там новых друзей, с которыми посетила Таиланд и немного путешествовала по островам Индонезии…

Какую школу? - повторил я.

Тайную школу в Японии.

Что значит «тайную»?

Никакой рекламы и узкая специализация, - улыбнулась она, но потом добавила уже серьезно: - Ее могут увидеть лишь немногие. К тому времени я уже многое знала об исцелении тела и ума. Мне хотелось познать духовный путь, но, кроме того, я хотела пройти через физические испытания и узнать, смогу ли я изменить свое непослушное и слабое тело. И учитель показал мне, на что я способна. Именно там я познакомилась с одним из самых необычных учеников - с человеком, которого ты называешь Сократусом.

Там? - переспросил я, повернувшись к ней и чуть не натолкнувшись лбом на выступающий из скалы камень. - Расскажите мне о Сократусе - и про эту школу! На что это было похоже? И что он делал там? Мама Чиа помолчала.

Если Сократус сам не рассказал тебе, значит, у него были на то причины. - Она заметила мое разочарование и добавила:

Поверь, если Сократус что-то рассказывал, а что-то не рассказывал, то это предназначалось для твоей же пользы. Я тоже не думаю, что пришло время говорить об этих вещах.

Но где эта школа? Кто учитель? Какие еще места мне предстоит посетить?

Сейчас не время, - повторила она. - Многие вещи тебе придется познать, основываясь на собственном опыте, интуиции и предчувствиях.

Я окончательно расстроился, огляделся и обнаружил, что мы находимся в самой высокой точке в округе.

Я бы хотела закончить свой рассказ, - вновь заговорила Мама Чиа. - Это поможет тебе понять, где мы сейчас и что нам предстоит сделать вместе. Я провела в этой школе два года и три месяца. В первый раз за всю жизнь мое тело обрело приличную форму, хотя я и не стала особо крепкой или мускулистой. Но я могла бегать] Я могла подпрыгивать в воздух, разворачиваться и наносить удары ногами. В это трудно поверить, - она вспоминала об этом с явным удовольствием, - но я действительно стала неплохим акробатом и бойцом. - Мама Чиа подняла над головой свою трость и сделала несколько резких вращательных движений, хотя и не очень быстрых. - Я очень много узнала о своих силах и о моем духе.

И я узнала еще больше о целительстве. В 1964 году я вернулась домой, на Молокаи, и меня переполняли энтузиазм и энергия. Я была готова творить чудеса и исцелять прокаженных. И тут ко мне прибежал Сей Фуджимото. Обезумевший от горя, он сказал, что его только что родившийся сын внезапно заболел. Мы выбежали на дорогу и сели в его старый грузовик. Сей рассказал, что у ребенка начались судороги, а потом он потерял сознание. Сей был в полной панике. Его жена, Мицу, была не в лучшем состоянии - совершенно не в себе.

Все мы были бедными и жили изолированно от цивилизации, поэтому о вертолете и речи не могло быть. В любом случае, было слишком поздно. Ребенок был в очень плохом состоянии. - Мама Чиа замолчала, присела и жестом предложила мне сделать то же самое. Мы уселись на камни, россыпью покрывающие склоны вершины, и она печально продолжила:

Я сделала все, что могла. Я использовала все свои знания и всю свою силу. Чтобы помочь ребенку, я израсходовала всю свою волю и энергию. Я шептала молитвы Богу, я призывала Его милость. Но ребенок все равно умер.

Глаза Мамы Чиа наполнились слезами. Она посмотрела на меня.

В мире немного вещей, которые могут причинить большее страдание, чем смерть ребенка, - сказала она. - Ни религия, ни философия не могут вылечить сердце, израненное подобной потерей. Только время имеет власть - оно позволяет забывать. Семья Фуджимото оплакивала свое дитя долго, очень долго…

Ребенок умер у меня на руках. И что-то внутри меня тоже умерло. Он снился мне по ночам. Сначала я была убеждена, что могла бы спасти его, если бы только старательнее училась, больше знала и умела… Потом у меня возникла навязчивая идея о том, что мне просто не суждено лечить людей. Эта мысль полностью овладела мной, и, несмотря на протесты тех, кому я помогла, несмотря на искреннюю благодарность Фуджимото за все мои усилия по спасению их ребенка, я поклялась никогда больше не заниматься целительством. Меня не покидало чувство стыда, я чувствовала себя шарлатаном. Я потеряла веру в себя и в Дух.

Именно тогда, в 1965 году, я переехала на Оаху и пошла работать в банк. И я снова начала набирать вес.

Это вас беспокоило? - спросил я. - Я имею в виду, после вашего обучения в той школе не хотелось ли вам снова вернуться к хорошей спортивной форме? - У каждого есть сильные и слабые стороны, - ответила она. - Часто всю мою волю отбирали эмоции - так и случилось в то время, когда я работала в банке. Я просто не заботилась об изменении себя, у меня для этого не было достаточных оснований. Я погрузилась в скучный, но безопасный образ жизни: дом, работа, привычная улыбка, надеваемая сутра вместе с деловым костюмом. Сейчас, когда я вспоминаю то время, оно кажется мне адом. Но я сама выбрала тогда, какой мне быть и что делать. Все это продолжалось почти два года, пока я не получила письмо от Сократуса. Это было шесть лет назад.

В 1967 году? - уточнил я.

Да. Я не знаю, как он нашел меня и почему он вообще решил написать мне. Мы ничего не знали друг о друге уже много лет. Но его письмо было просто чудесным. Оно напомнило мне все, о чем я успела позабыть. Его слова укрепили и вдохновили меня. Они снова вселили в меня чувство цели.

Да, у него это неплохо получается, - улыбнулся я.

Да, - повторила она, улыбаясь в ответ, - у него это очень неплохо получается. Именно тогда он сообщил мне о тебе, о том, что однажды ты отправишься искать меня. Я вернулась на Молокаи и с тех пор занималась тем делом, для которого была рождена. А мой внутренний взор следил за тобой.

А все остальное, как говорится, уже история, - вновь улыбнулся я.

Ну, не совсем, - сказала Мама Чиа, и ее лицо засияло. - Три недели назад я помогла появиться на свет сыну Мицу и Сея Фуджимото!

Здорово! - воскликнул я. - Обожаю счастливые завершения историй!

Мама Чиа остановилась и отдыхала, прислонившись к стволу дерева. С очень серьезным лицом она сказала:

Я надеюсь, что завершение твоей истории будет не менее счастливым.

1. Когда идёте по улице и видишь перо, лежащее на земле, подберите его и
принесите домой, можете поставить в вазочку, повесить или даже положить
на полочку. Это мощный оберег, дарованный Вам небом. Замечайте такие
знаки духов.
2. Собирайте камни с рек. Они обладают большой силой и энергией.
3. Всеми силами пытайтесь помогать другим. Если не можете доставить
радость, то хотя бы не вредите.
4. Трудности… формальность! Серьёзные трудности - это серьёзно, но
формально! Есть небо, оно иногда за тучами, но стоит приложить усилия
(сесть в самолёт, к примеру) и над этими тучами вы увидите всё то же
голубое небо. Мира всем!
5. Чтобы приблизиться к мечте, порой достаточно сделать хотя бы один
шаг. Не бойтесь трудностей, они всегда есть и будут. Белой дороги вам
всем и во всех начинаниях!
6. Первоочередным вашим нравственным принципом должен быть отказ от
причинения вреда кому бы то ни было. Этот принцип в вашей жизни должен
быть очень твёрдым: «Я никому никогда не стану причинять вред».
Подумайте….
7. Когда вы станете источником счастья живых существ, вы сами станете
самыми счастливыми. А если вы стали источником страдания других, вы
первый станете несчастным. Подумайте….
8. Хоть час в день уделяйте тишине… Она вам нужна так же, как и
общение.
9. Умение любить - это самое высшее умение, что есть на земле. Умейте
любить всех, даже ваших врагов!
10. Не бросайте в водоём мусор. Никакой. Дух воды может очень сильно
разозлится. Чтобы задобрить Духа воды, можно в воду бросать хлеб,
молоко, монетки.
11. Обычно мы называем всё прошлое золотым временем, золотыми деньками.
Это ошибка. Очень важно помнить, что каждый наступающий момент в вашей
жизни - это как раз то самое золотое время.
12. Нет совершенной религии и веры, нет худшей из них, Бог один. Так что
молитесь кому хотите, но помните очень важные заповеди: живи по
совести, уважай своих предков, люби.
13. Если у вас есть цель изменить мир, сначала измените себя. Научитесь
обладать энергией радости и энергией любви. Это главные моменты и
переживания человека. Улыбка, смех, радость обладают огромной силой.
Когда вы научитесь этому, то откроете для себя «любовь».
14. Есть очень хорошая поговорка: «Не оскудеет река дающего». По
возможности старайтесь давать деньги малоимущим и нуждающимся. Неважно
какая это будет сумма, важен сам процесс.
15. Жизнь - чертовски короткий промежуток времени. Не тратьте его на
ругань и слёзы, сквернословие и алкоголь! Вы можете творить добро,
рожать детей, отдыхать и делать массу других приятных вещей!

16. Если ваш любимый человек начал злиться на вас, если вы не виноваты -
обнимите его и держите крепко, он успокоится.
17. Если вам плохо на душе и вы ощущаете вялость вялость, просто
пойте…. Пойте то, что вашей душе угодно. Ей иногда тоже хочется
выговориться….
18. Помните всегда: нет самой верной религии, нет самой правильной
веры, самых умных жрецов тех или иных культов. Бог один. Бог - это
вершина горы, а разные веры и религии это подходы к этой вершине.
Молитесь кому хотите, но знайте, главная ваша цель не быть без грехов, а
достичь и познать Бога.
19. Если решили что - то делать, то не сомневайтесь в себе. Страх
заставляет отступать вас от верного пути, ибо это и есть главный
инструмент всего зла. При этом не теряйте надежды, если с первого раза
что - либо не вышло. Каждая маленькая победа приближает к Большой.
20. Помните одну очень важную вещь по жизни: каждый получает по своим
заслугам. Не допускайте проблемы в свою Душу, в свои мысли, тогда
проблема не достигнет вашего тела.
21. Жизнь может поворачиваться к вам лицом, может другим местом, но мало
кто понимает, что вы сами её и поворачиваете. Все дурные мысли в
сторону других оборачиваются вам. Все зависти тоже идут в конце концов
вам. А зачем это надо? Живите спокойно и размеренно… Завидовать
нельзя, да и незачем… Ну, есть у того человека большая машина, но Душа
то у него от этой машины лучше не станет… Золото - вообще грязный
металл, ему нечего завидовать. Чаще улыбайтесь и вам тоже улыбнутся
прохожие, близкие и даже сама жизнь.
22. Хочешь, чтобы тебя уважали, с уважением относись к другим. На добро
отвечай добром, на зло отвечай безразличием. Человек, причинивший зло,
больше будет страдать от того, что ты не обратил на это своё внимание.
23. Не пейте. Вообще не пейте. Спиртное гробит организм, мозг и Душу.
Если вы шаман или эзотерик, или как - то ещё занимаетесь этими вещами и
пьёте, значит у вас скоро кончатся все силы. Духи вас накажут. Алкоголь
действительно убивает, не делайте глупостей. Для того, чтобы
расслабиться есть баня, для того, чтобы повеселиться есть песни, для
того, чтобы найти общий язык есть чай, а для того, чтобы познакомиться с
женщиной есть в конце концов конфеты….
24. Ни о чём никогда не жалейте, это лишнее. Всё что происходит,
происходит по воле Духов и всё к лучшему.
25. Камни, похожие внешне на животных, без обряда брать нельзя, иначе
можно накликать беду. Если вы нашли такой камень и хотите забрать его с
собой, то обратитесь к духу - хозяину места с просьбой взять камень и
сделайте ему подношение. Затем накройте камень на земле белой тканью.
26. Слушая хорошую музыку, вы очищаете себя от негативной энергии,
накопленной в течение дня. Музыка - это своеобразная медитация,
способная привести вас в чувство и гармонию с самим собой.
27. Чтобы легче стало дышать, чтобы не давило на сердце, умейте
плакать….
28. Если вы чувствуете, что ситуация, которая сложилась, нерешаема,
поднимите руку повыше, потом резко опустите со словами: «да пошло оно
нах…ен» и подумайте ещё раз! Как говорил Великий: «даже если тебя
сьели, у тебя есть два выхода»
29. Когда женщина покупает продукты, она покупает будущее для счастья
своей семьи. Каждый свежий, красивый, спелый и приятно пахнущий овощ или фрукт - это дань спокойной и счастливой жизни в этой семье. Мужчина, со
своей стороны, должен обеспечить женщину деньгами, чтобы она смогла
выбрать самые качественные продукты. Семья, в которой экономят на
продуктах, становится бедной и несчастной, так как экономия на продуктах
- это экономия на счастье своих собственных родственников.
30. Если вы чувствуете, что вам нехорошо, и вас что - то тревожит,
начните выполнять плавные движения телом в виде танца. Вы вернёте свою
энергию в прежнее русло и очистите ум от страдания.


Женщины-шаманки у алтайцев

Статус женщины- шаманки в культуре алтайцев был достаточно высок. Об этом можно судить по имеющимся в фольклоре сюжетам о девушках / женщинах / старухах шаманках, выступающих героинями или помощницами главного положительного героя, например, в героическом эпосе. Впрочем, таковые есть и у отрицательного героя. Даже если некоторые женские персонажи напрямую не называются шаманками, то функции такие они все же выполняют. О женщинах, наделенных необычными способностями, повествуется в исторических легендах и рассказах.

Сегодня у алтайцев существует мнение, что женщина-шаманка заведомо слабее мужчины-шамана, поскольку она обременена репродуктивной функцией. В традиционной культуре считается, что женщина, пока не вырастит детей, не может полноценно исполнять шаманские обязанности.

Бывают и исключения, когда шаманская болезнь проявляется у девочек, девушек. Этих девушек «направляют» баштандырар - более опытные, уважаемые шаманы, определяющие дальнейшую стезю «больного». Молодая шаманка, к примеру, может после этого лечить детей или взрослых, т.е. определенную возрастную категорию. Но, вместе с тем, новопосвященным молодым шаманкам рекомендуется «специализироваться» на детях в силу их сакральной чистоты. Поскольку самой молодой шаманке предстоит стать матерью, она должна, таким образом, оберегать себя от «нечистоты», которой она не сможет противостоять, если будет заниматься проблемами взрослых людей. В случае раннего посвящения (подростковом возрасте, например), как правило, молодая шаманка обречена на одиночество, бездетность и краткий срок жизни.

Алтайские женщины-шаманки в наши дни занимаются в основном лечением, предсказаниями, коррекцией судьбы человека. Главная цель шаманского лечения - усиление «защитного пояса» - курчуу, ослабление которого приводит к тому, что человек заболевает. Таким образом, в общих чертах они продолжают традицию, объемля круг повседневных обязанностей любой женщины, называемый уй-кижи «человек дома» или «домашний человек».
Шаманский дар, как и любой другой талант, достается человеку от предков, родственников. Он наследуется по прямой и боковой ветви родства. В случае унаследования человеком этого дара и по материнской, и по отцовской линии, он получает силу, удвоенную двумя генеалогическими традициями. Таковы, очевидно, те, которых в народе считают шаманами укту кам, то есть посвященными.

Несмотря на то, что следует добавить, что шаман-мужчина считается сильнее шаманки женщины, желающих получить помощь последних меньше не становится. Как правило, в выборе специалиста такого рода человек доверяет своей интуиции, основанной не только на рассказах пациентов, но и на приметах, снах и в пр., либо следует рекомендации иных «знающих».

Частная жизнь этих женщин полна неразрешимых вопросов. Проблематична взаимоотношения с окружающими, подругами, родственниками, поскольку каждый человек, не наделенный особым даром, испытывает если не страх, то, самое малое, настороженность в отношении к ним. Обширные практические возможности, часть которых подчас приписывается шаманкам, приоритет маскулинности в культуре алтайцев, происходящая модернизация накладывают свой отпечаток на их положение в обществе. Вместе с тем, никто не освобождал женщин шаманок от их женских обязанностей, важнейшей из которых является поддержание взаимосвязей с родственниками по крови, по роду, по браку. Они ведут свое хозяйство, растят детей и внуков, как самые обычные женщины.

На примере жизненных историй современных алтайских шаманок можно проиллюстрировать всю сложность комплекса «сакральность /традиционная культура/ современное общество» не столько в плане его исследования, сколько в бытовом отношении.

Загрузка...