lampalupa.ru

Кому Пётр I запрещал жениться. Как Петр I запретил дворянам жениться без знания «цифири Что запретил делать необразованным дворянам петр 1

ПОДСЧЁТ БАЛЛОВ

раунд

кол-во баллов у команд

примечания

1-

2-

ПЯТЫЙ ТУР. « ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

ИТОГО

ПОДСЧЁТ БАЛЛОВ

раунд

кол-во баллов у команд

примечания

1-

2-

ПЕРВЫЙ ТУР «УЗНАЙ ГОСУДАРЯ ИЛИ ГОСУДАРЫНЮ»

ПЯТЫЙ ТУР. « ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

ИТОГО

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Россия в 18 веке»

Технологическая карта урока.

Ф.И.О.: Шульгина Е.Ф., Тарасова Е.В., учителя истории и обществознания

ОУ: МБОУ лицей № 8

Предмет: история

Класс: 7

Тип урока: обобщение и систематизация знаний;

Форма урока: комбинированный игровой урок с элементами практической работы.

Тема урока: «Россия в 18 веке»;

    Цель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания по темам: «Эпоха Петра I », «Эпоха дворцовых переворотов»

Задачи урока:

    Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний; прививать интерес к предмету;

    Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

    Создать условия для развития у учащихся мыслительных, аналитических способности ученика

    Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

    Развивать навыки работы в группе; формирование целостности и сплоченности коллектива класса;

    Проверка и корректировка имеющихся знаний по теме:

    средствами игры способствовать развитию интереса к предмету и чувства патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах

Оборудование: энциклопедии, мультимедийный проектор, портреты Петра I ,презентация по теме.

Аудитория: 2 команды от параллели 7 классов

Длительность: 40 минут

Самое, на мой взгляд, тягостное

и трудное на свете дело –

это достойно царствовать .

Монтень Мишель. Опыты .

Ход урока.

    Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок-викторину, посвященный теме «Россия в 18 веке». Этот век богат историческими событиями, речь пойдёт о деятельности правителей из династии Романовых. Надеемся, что сегодня вы не только блеснёте знаниями, но узнаете и что-то новое.

    Основная часть.

ПЕРВЫЙ ТУР «УЗНАЙ ГОСУДАРЯ ИЛИ ГОСУДАРЫНЮ»

3.Кого из русских императриц звали Софья -Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская?

4.Его звали Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский .Под каким именем он недолго правил в России?

6. О нем метко было сказано современниками, что тогда главным государственным учреждением была псарня.

Ассамблеи, Синод, меркантилизм, протекционизм, Сенат, коллегия, посессионные и приписные крестьяне, Полтава, император, Ништадтский договор.

    , (Перечислены категории крестьян начала XVIII века, в этот период еще не существовали экономические крестьяне, так станут называть монастырских крестьян после реформы 1764 года.)

    (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин “бояре”, т.к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами.)

    (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т.к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало.)

    (Названы коллегии, созданные Петром I, Коллегия Верховного суда РФ не существовало.)

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР. «НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».

    «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят». Петр I, создание флота.

    «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». Полтава, Петр I .

ПЯТЫЙ ТУР. « ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

1.Этот предмет является символом борьбы с пережитками прошлого…..(ножницы ) .Если лично отказывались это делать то, по указу Петра I от 16 января 1705 г. во всех городах со всяких служилых чинов и посадских велено брать по 60 руб. с человека... за уклонение от выполнения определенной указом обязанности. За что именно бралась плата? (За разрешение носить усы и бороду. )
2. Эта вещица напоминает о другой реформе Петра, которая очень прижилась и мы с Вами с радостью следуем этим наставлениям, ставшим традицией. (ёлочка, еловая ветка. «О праздновании нового года. В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселии с Новым Годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей...»

3.Это документ, изданный в России в начале 18 века, в котором была зафиксирована возможность продвижения по служебной лестнице независимо от происхождения человека.

(Табель о рангах)

4.Эта книга была необычайно популярна и при Петре I издавалась трижды. Многие ее наставления молодежи уместны и сегодня. Например, «всегда время проводи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай». О какой книге идет речь?
)

5. Этот предмет – младший собрат тех величественных, благодаря которым русская армия начинает одерживать победы в Северной войне.(колокольчик )

6. В самом начале Северной войны крепость Нотебург казалась неприступной. После отказа гарнизона капитулировать крепость подверглась двухнедельной бомбардировке и в результате 12-часового штурма была взята. Потом Пётр даст ей название - Шлиссельбург. То с чем Пётр сравнивал эту крепость и лежит в ящике. (орех. Петр по этому поводу сказал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен».)

РАЗГАДАЙ-КА (ПАЗЛЫ)

1.О каком событии идёт речь

2. Когда оно произошло?

Команды получают по фрагменту карты и должны ответить на вопросы:

1.О каком событии идёт речь

2. Когда оно произошло?

3. Каков результат этого исторического события?

    Какое событие Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”? (Победу под деревней Лесной в конце сентября 1708 года)

    Какое должностное лицо Петр I называл “оком государевым”? (Генерал-прокурора)

    Какой документ в XVIII веке определял систему чинов и порядок продвижения по государственной службе? (“Табель о рангах”, 1722 г.)

    Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)

    Что запретил делать необразованным дворянам Петр I? (Жениться)

    Сколько лет Санкт-Петербург был столицей Российской империи? (206 лет – с 1712 г. по 1918 г.)

    Даты начала и окончания Северной войны? (1700–1721 гг.)

    Вечера, встречи, балы, проводимые с участием женщин в домах знати с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные Петром Великим? (Ассамблеи )

    В честь кого было дано название Санкт-Петербург? (Апостол Петр)

    Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)

    Первая в России газета называлась…? (“Ведомости”)

    Поэтические название Санкт-Петербурга? (“Северная Пальмира”, “Северная Венеция”)

    Два потешных полка положили начало отборной части русской армии …? (Гвардии)

    Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)

    Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)

    Первый учитель и наставник Петра I? (Дъяк Никита Зотов)

    На каком острове возведена Петропавловская крепость? (Заячий)

    Древнее название Невской земли? (Ижора)

    Назовите первый российский музей? (Кунсткамера )

    При Петре Великом вместо приказов были учреждены …? (Коллегии)

    Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчиненный патриарху, где покоятся останки одного из известнейших защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)

    Под каким именем в составе Великого посольства ехал царь Петр I? (Петр Михайлов)

    В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)

    С каким городом связаны и поражение и победа России в Северной войне? (Нарва)

    Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

    Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы? (Навигацкая школа)

    С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловская крепость)

    Орган государственной власти, созданный Петром I и заменивший Боярскую Думу? (Сенат)

    Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I? (Цитадель)

    В 1717 году вышла в свет книга о правилах хорошего тона. Как она называлась?

    Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)

    Каких «экзотических» животных Петр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы? (Верблюдов)

    Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)

    Назовите рост Петра I. (2 метра 4 сантиметра)

    Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

« Веришь – не веришь» или «ДА-НЕТ» инд. для зрителей

« Правление Петра I ». 1 вариант
1. 1703 году был основан Санкт-Петербург.
2. Фамилия Петра I Романов?
3. Против Турции был создан “Северный союз”?
4. Первый естественно - научный музей назывался Кунсткамерой
5. Белое море называли Шведским озером.
6. Делами морского флота занималась Адмиралтейств-коллегия.
7. В Донской монастырь сослали царевну Софью?
8. 25 лет шла Северная война.
9. Битву у деревни Лесной назвали «Матерью Полтавской баталии».
10. С сентября месяца начинался год в допетровской Руси.
11. «Новости» называлась первая печатная газета.
12. Синод – это Духовная коллегия.

« Правление Петра I ». 2 вариант
1. Три было Азовских похода?
2. Невский проспект - главная улица Санкт-Петербурга?
3. Никита Зотов обучал молодого Петра?
4. Рост Петра I был 1 метр 85 сантиметров?
5. 1711 году была Полтавская битва?
6. “Верфь” – это мануфактура по строительству кораблей?
7. Президент стоял во главе коллегии?
8. Коллегии появились вместо приказов?
9 . В 10 лет Петр I был провозглашен царем?
10. Российской империей стала именоваться Россия после окончания Северной войны?
11. Новый налог - подушная подать был введен при Петре I.
12. Астраханское восстание стрельцов, под руководством Кондратия Булавина было во время правления Петра?

  1. «… Самое, на мой взгляд, тягостное и трудное

    на свете дело –

    это достойно царствовать» .

  2. М. Монтень.

  3. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

  4. «ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

    А…амблеи, С…нод, м...ркант…лизм, пр…текци…низм, С…нат, к…легия, п…ес…ионные и пр..п..сные крестьяне, П…лтава, имп…ратор, Н…шт…тский мир.

  5. «ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»

    Посессионные крестьяне, приписные крестьяне, помещичьи крестьяне, экономические крестьяне

    Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

    «ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»

    1.Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

    2.Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Коллегия Верховного суда, Ревизион-коллегия.

    Классы делятся на команды с равным числом участников. Выбирается жюри, которое фиксирует правильность ответов и набранные баллы.

    Учащиеся, не попавшие в команду, становятся болельщиками той или иной команды. Если команда не справляется с ответом, ей могут помочь её болельщики. В случае их неверного ответа, право дать ответ переходит к другой команде.

    Право первого ответа определяется жеребьевкой.

    Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. (В задании «Исторический диктант» одна правильно вставленная буква оценивается в 0,5 балла)

    На обдумывание ответа дается 1 минута.

    В конце урока подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

    Классы делятся на команды с равным числом участников. Выбирается жюри, которое фиксирует правильность ответов и набранные баллы.

    Учащиеся, не попавшие в команду, становятся болельщиками той или иной команды. Если команда не справляется с ответом, ей могут помочь её болельщики. В случае их неверного ответа, право дать ответ переходит к другой команде.

    Право первого ответа определяется жеребьевкой.

    Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. (В задании «Исторический диктант» одна правильно вставленная буква оценивается в 0,5 балла)

    На обдумывание ответа дается 1 минута.

    В конце урока подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

  1. ВОСЬМОЙ ТУР. «КТО БОЛЬШЕ?»

    В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: «За доблесть», «За отвагу», «За храбрость» и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Петр I, учредив орден, девизом которого стали слова «За любовь и Отечество»? (Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 году подкупила турецкого визиря и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск.)

    В первой половине XVIII века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но она была нужна, так как являлась необходимым аксессуаром для поклонов.)

    В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, куда оно выходит. Какое «окно» было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли? (Санкт-Петербург – «окно в Европу» – был построен как крепость, охраняющая западные границы России.)

    Новорожденных мальчиков принято пеленать, используя голубые ленты, а девочек – розовые. Откуда пошел этот обычай? (При Петре I были учреждены ордена для новорожденных детей царской фамилии, которые прикреплялись на одежду детей. Мальчикам предназначался орден Андрея Первозванного на голубой ленте, девочкам – орден Святой Анны на розовой ленточке. Со временем цари и ордена ушли в небытие, а ленты остались.)

Просмотр содержимого презентации
«россия в 18 веке»


Россия в XVIII веке

Викторина 7«б» и 7«в»


  • Классы делятся на команды с равным числом участников. Выбирается жюри, которое фиксирует правильность ответов и набранные баллы.
  • Учащиеся, не попавшие в команду, становятся болельщиками той или иной команды. Если команда не справляется с ответом, ей могут помочь её болельщики. В случае их неверного ответа, право дать ответ переходит к другой команде.
  • Право первого ответа определяется жеребьевкой.
  • Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. (В задании «Исторический диктант» одна правильно вставленная буква оценивается в 0,5 балла)
  • На обдумывание ответа дается 1 минута.
  • В конце урока подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Первый тур «УЗНАЙ ГОСУДАРЯ ИЛИ ГОСУДАРЫНЮ»


При этой императрице отменили смертную казнь. После своей смерти оставила 15 тыс. новых платьев. Однажды, неудачно покрасив волосы, заставила сбрить волосы всех придворных дам и надеть парики.


«Не доверяя русским, поставила на службу своей безопасности кучу иностранцев, навезенных из Митавы. Немцы посыпались в Россию точно сор из дырявых мешков…»

О правлении какой императрицы идет речь?



Кого из русских императриц назвали при рождении

Софья -Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская?


Его звали Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский.

Под каким именем он недолго правил в России?





Став императором он с приближенными поселился в Москве и почти все время проводил на охоте.

О нем метко было сказано современниками, что тогда главным государственным учреждением была псарня.


ВТОРОЙ ТУР.

«ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»


ВТОРОЙ ТУР.

«ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Ассамблеи, Синод, меркантилизм, протекционизм, Сенат, коллегия, посессионные и приписные крестьяне, Полтава, император, Ништадтский мир.


ТРЕТИЙ ТУР. «ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»


«ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»

Посессионные крестьяне, приписные крестьяне, помещичьи крестьяне, экономические крестьяне

Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Коллегия Верховного суда, Ревизион-коллегия.


«ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ»

Посессионные крестьяне, приписные крестьяне, помещичьи крестьяне, экономические крестьяне.

Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Коллегия Верховного суда, Ревизион-коллегия.


ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР.

«НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».


ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР.

«НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».

«Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные.

Будет Азов взят».


ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР.

«НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ».

«Противник разбит наголову.

Генералы его пленены.

Сам Карл ранен».


ПЯТЫЙ ТУР «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»





"Когда прилучиться тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши".



1.О каком событии идёт речь

2. Когда оно произошло?

3. Каков результат этого исторического события?


1.О каком событии идёт речь

2. Когда оно произошло?

3. Каков результат этого исторического события?



СЕДЬМОЙ ТУР.

«КТО БОЛЬШЕ?»



1 команде:

2 команде:

  • Когда был основан Санкт-Петербург?
  • Как фамилия Петра I?
  • Против какой страны был создан «Северный союз»?
  • Как назывался первый естественно - научный музей?
  • Какое море называли Шведским озером?
  • Чем занималась Адмиралтейств-коллегия?
  • Что такое галеры?
  • Что такое Синод?
  • Сколько было Азовских походов?
  • С какого месяца начинался год в допетровской Руси?
  • Какого роста был Петр Первый?
  • В каком году была Полтавская битва?
  • Что такое «верфь»?
  • С каким шведским королём воевал Петр 1?
  • Что такое политика меркантилизма?
  • Что такое ассамблеи?
  • Как переводится слово «парадиз»?
  • Назовите одно из восстаний во время правления Петра?
  • Какая школа находилась в Сухаревской башне в Москве?
  • Какую турецкую крепость не удалось взять русским войскам с первого раза?


Спасибо

за участие!

Успехов в приобретении

новых знаний!


31 января 1714-го Петр I подписал указ, запретивший дворянским юношам жениться, не получив азов математической грамотности. Священникам запрещалось венчать молодых людей без разрешения школьного преподавателя.

Об основании школы математических и навигацких наук

Январь 1701 года

Великий государь, царь и великий князь , всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец… указал именным своим великого государя повелением… быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урождённым: математической — Андрею Данилову сыну Фархвар- сону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.

20 января 1714 года — сенату

Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны.

28 февраля 1714 года

Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяченских детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному е. и. в. (титул царя: Его Императорское Величество) указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.

Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.

К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй — Академия или социетет художеств и наук.
§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные, ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.

§ 14. В университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.

(…)
§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах.
§ 17. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено.
§ 18. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторые малые искусства философии и математики имеют. Того ради весьма нужно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованьем снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют; и понеже помянутые младые люди под дирекцию академиков без своих убытков наукам обучаться и при том (ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искусства своего объявят) надежду имеют произойти и учителям своим наследовать. И тако подобает, чтоб они за такую добродетель благодарствовали; того ради имеют оные тех, которые учиться начинают первым фундаментам наук, обучать, дабы и те со временем учением академическим пользоваться могли, и таким образом можно б без великих убытков намерения нижней школы исполнить…

При Петре были введены некоторые ограничения для женитьбы, причем они коснулись практически всех сословий. Запрещено было вступать в брак неграмотным дворянам, а военные и гражданские чиновники не могли вступать в брак без согласия начальства.

Не хочу учиться - хочу жениться

20 января 1714 Петром был издан указ, запрещающий дворянам мужского пола вступать в брак, не постигнув основ знаний, необходимых для службы. По распоряжению императора юные дворяне отправлялись на обучение за границу за счёт государства. В России, на тот момент, катастрофически не хватало образованных кадров – управленцев, военных, государственных деятелей.

В 1722 году, Пётр издает ещё один указ, не позволяющий дворянским недорослям жениться до получения образования и до получения государственной службы, а про нарушивших указ сообщалось в Сенат. Документ был направлен против дворянских семей, которые не желали отдавать своих наследников на государственную службу.

В документе подход императора обосновывается, тем что нельзя женить людей, негодных «ни в какую науку и службу», наследники таких родителей вряд ли будут полезны для государства. Также в указе запрещается женить психически больных и умалишённых. Отстранялись от государственной службы и управления имениями люди, не имеющие способностей к административной деятельности.

Девушки - потом

Коснулись реформы брака и военного сословия. Регламент об управлении Адмиралтейства и флота от 1722 года запрещал гардемаринам жениться без указа вышестоящего начальства. Если офицер все же женился, то его наказывали 3 годами каторги. Также существовало возрастное ограничение: в Адмиралтейской коллегии запрещалось жениться раньше 25 лет. Проверялись также документы и свидетельства о рождении, чтобы избежать их фальсификации.

Император полагал, что офицер флота, на обучение которого расходовались большие средства, выделенные государством, сперва должен сформироваться как личность, быть хорошим специалистом и послужить Родине как военный, чтобы принести пользу стране. Брак и личные интересы военный должен ставить на второе место.

Также военное законодательство при Петре снизило ответственность отца, в случае зачатия незаконнорожденного ребёнка. В петровском воинском уставе, говорилось, что неженатый мужчина должен вступить в брак с беременной или родившей женщиной, если ранее он ей супружество обещал. Если нет – то служивого человека нельзя было принудить к женитьбе. В таком случае, «провинившийся» оплачивал штраф в пользу государства.

Жениться по любви

Император Пётр был противником браков по принуждению, поэтому издал указ 22 апреля 1722 года, где обязал Сенат и Синод запретить практику договорных и принудительных браков. В первую очередь, это коснулось дворянских семей, где родители и опекуны молодых вынуждали их вступать в брак. Это также коснулось крестьянства России, до этого помещики женили своих крепостных крестьян, без каких-либо ограничений со стороны государства.

Этот законодательный акт оспаривался в Сенате и не одобрялся элитой. Недовольство вызывал пункт, касающийся зависимых крестьян. Пётр Великий не принял во внимание мнение сенаторов и 5 января 1724 года подписал Указ, содержавший все ранее подготовленные пункты.

Естественно, чтобы преобразовать правила вступления в брак, Петру было необходимо вмешаться в церковные дела. Семейное право полностью находилось в юрисдикции Церкви. Первое преобразование императора – изменение характера процедуры обручения. Церковь превратила этот обряд в обязательное священнодейство.

Обручение до реформы выполняло функцию нерасторжимого договора между семьями жениха и невесты. Его проводили родные или опекуны, часто обручали совсем маленьких детей. В 1702 Пётр запретил выплачивать неустойку за несостоявшийся брак, это лишило обручение имущественного аспекта и упростило жизнь молодым людям.

Изменился и срок обручения – при Петре оно могло состояться не ранее чем за 6 недель до свадьбы. Разрешалось расторжение помолвки, если жених и невеста не видели друг друга раньше, а при встрече друг другу не приглянулись. До реформы, были распространены подмены на смотринах, то есть родственники заменяли некрасивую или больную девушку на её красивую служанку или сестру.

Возраст для женитьбы был прописан в указе о единонаследии 1722 года. Жениться запрещалось до 20 лет, девушки могли выйти замуж только после 17. Самым важным, было согласие на женитьбу молодых, а также их родителей или опекунов.

В указе 1924 года говорится, что родителям запрещено принуждать своих детей к браку под страхом «тяжкого наказания». Перед венчанием молодых близкие должны были поклясться, что они не заставляют детей жениться или выходить замуж. Если этот запрет нарушался, то за ним следовало покаяние.

Период правления царя Петра Алексеевича был ознаменован глобальными изменениями в жизни русского общества. Это началось в 1696 году и закончилось примерно в 1725.
Петр Первый хотел коренных изменений в России. Она к тому времени была отсталой страной. Поэтому петровские реформы, кратко о которых можно прочитать в энциклопедиях, а также очень много вы сможете узнать заглянув в Интернет, были направлены на достижение прогресса.
Промышленность в России не была развита хорошо. А между тем, страна вела войну со Швецией, с цель добиться выхода к Балтийскому морю, поэтому нужно было оружие. Поэтому петровские реформы были направлены на поиски полезных ископаемых и строительство фабрик и заводов для создания из них оружия и необходимого инвентаря. Создавались мануфактуры, был основан новый район промышленных учреждений – Урал. Люди, которые занимались промышленностью, получали от царя льготы и привилегии.
При этом хозяин предприятия, который им управлял, и помогал проводить петровские реформы, действительно богател. Простые же работники часто трудились в тяжелых условиях, и получали мизерную зарплату.
Тем не менее, промышленность при Петре Первом сделала резкий скачок в развитии. Русские стали гораздо меньше зависеть от иностранных товаров. И другие страны стали получать от России железо, полотно, пшеницу.
Петр Первый постоянно участвовал в войнах, и был сторонником военных учений. В период его правления главной задачей русских было завоевание прохода к Балтийскому морю. Война со Швецией, которую в то время возглавлял Карл Двенадцатый, требовала создания регулярной армии.

И Петр создал такую. Петровские реформы кратко сводятся к превращению крестьян в солдат, которые становятся защитниками государства. Возглавляют войско иностранцы. Новая армия получает новое обмундирование, и она получает победы. Шведский король убегает прочь. Петровские реформы кратко сводятся к попытке Петра Первого изменить русское общество, сделать его европейским. Поступает указ боярам брить бороды, потому что западные люди ходят выбритыми. Меняется система летоисчисления. Новый год начинают праздновать 1 января, а не 1 сентября, как раньше.
Бояре в эпоху Петра начинают приобщаться к европейским ценностям. Петр обязывает их изучать грамоту, открывает школы. Начинает издавать газету «Ведомости». Многие книги переводятся с иностранных языков на русский. В обиход вводятся арабские цифры. Алфавит упрощается, многие церковнославянские буквы отменяются.
Отменяется Боярская дума, во главе страны становится Сенат – верховный орган. Он принимает решение по управлению страной. Начинает меняться порядок обращения с крестьянами. Многие петровские реформы кратко сводятся к тому, что четко поделить народ на сословия. И до Петра существовало разделение крестьян на холопов и владельческих. При этом холопы не платили податей.
Количество крепостных при Петре только усиливается.

Загрузка...