lampalupa.ru

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Малоподвижная игра земля вода воздух огонь

Игра «Земля , вода , воздух » иногда ещё называется «Земля , вода , небо » или «Рыбы ,птицы , звери ». Она очень проста и не требует специальной подготовки игроков.

Правила игры «Земля, вода, воздух»

В начале игры выбирается водящий, а оставшиеся игроки становятся в линию или вокруг него.

Водящий начинает идти перед игроками и дотрагиваться до каждого рукой по очереди. При этом он говорит: «Вода », «земля », «воздух » (в любом порядке). Перед каким-то игроком он останавливается.

Если водящий остановился на слове «Воздух », то игрок должен назвать птицу или летающего зверя. Если остановился на слове «Земля », то нужно назвать животное-земного обитателя. Если «Вода » - то рыбу или живущее в воде животное. Конечно же, названия не должны повторяться. Если игрок не назвал слово до счёта «три», или если такое слово уже называлось, то он становится водящим.

Другой вариант игры является разновидностью игры «Съедобное-несъедобное ». Для него понадобится мяч. Игроки становятся в круг, а водящий - в его центре. Водящий бросает участникам мяч, произнося одно из слов: «Рыба », «птица » или «зверь ». Участник должен назвать соответствующее животное, не повторяясь и бросить мяч обратно. Тот кто не сказал, ошибся или повторился, выбывает из круга. Последний оставшийся становится победителем. В этом варианте игры можно обойтись без водящего. В таком случае игроки просто бросают мяч друг другу.

Подвижные игры к теме недели

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

«ТИШИНА»

Основное движение : Ходьба.

Описание игры:

Дети идут по кругу и произносят вместе с воспитателем слова:

«У пруда тишина

Не колышется вода,

Не шумите, камыши,

Засыпайте, малыши.»

По окончании слов дети останавливаются, приседают, закрывают глаза. Воспитатель проверяет все ли дети сидят неподвижно. Потом говорит:

«Зашумели камыши

И проснулись малыши».

Дети встают и говорят:«А проснулись, потянулись».

«СОЛНЫШКО»

Основное движение: Бег

Описание игры:

Дети, взявшись за руки идут по кругу и говорят слова:

«Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко

Детки гуляют

Тебя поджидают».

Водящий в шапочке Солнышка выходит в круг и говорит:

«Ну-ка не зевайте,

Быстро убегайте!»

«ВЕТЕРОК»

Основное движение: Бег, прыжки.

Описание игры:

Выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит:

«Из – за елки на опушке

Чьи-то выглянули ушки. (дети присели и показывают ушки)

Лапки заек замерзают,

Зайки лапки согревают(встали, согревают лапки)

Стали прыгать и скакать,

Стали весело играть.» (дети прыгают).

Воспитатель говорит:«

Ну-ка, ветер, не зевай

И зайчишек догоняй!»

Водящий догоняет детей.

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Основное движение: Ходьба, бег.

Описание игры:

Воспитатель говорит:

« Какая хорошая погода!» Пойдёмте скорее гулять.

Дети идут и произносят слова:

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.»

«А теперь побегайте кто, где хочет». (Дети бегают по площадке).

«Посмотрите, дождик идет. Идите ко мне под зонтик». Дети бегут под зонтик. «Посмотрите дождик закончился. Пойдемте скорее гулять».

Игра повторяется несколько раз.

"ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно их четырех слов: Земля, Вода, Огонь, Воздух. Если ведущий скажет слово "Земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово "Вода" играющий отвечает названием рыбы, на слово"Воздух" - названием птицы. при слове "Огонь" все должны быстро несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему. Правила игры: ошибающийся выходит из игры.

«ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«СУША – ВОДА»

Количество игроков: любое

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Конкурс проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.

«ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Как сделать перемены интересными?»

Ученица 4 «В» класса

Руководитель: Скворцова Ирина Петровна,
учитель начальных классов

Нижневартовск


Введение 3

Основная часть 4

Практическая работа 7

Заключение 9

Литература 10

Приложение 11


Введение

Цель проекта : организация своего отдыха на перемене с учетом индивидуальных интересов.

Задачи проекта:

o понаблюдать, что делают на переменах ребята;

o изучить, от чего зависит их поведение на перемене;

o как организовать содержательный отдых на перемене, улучшить дисциплину на переменах, повысить интерес к школе

Проблема: мы хотим, чтобы нам было интересно на перемене, но не знаем как.

Актуальность:

Перемена – это шутки!

Перемена – это смех!

Перемена – это игры!

Перемена – это бег!


Основная часть

В первую очередь я выяснила, что такое «перемена», оказалось, что в словарях русского языка нет точного определения этого слова. В «Словаре синонимов и антонимов русского языка» я нашла синонимы этого слова - перемена - изменение, смена, чередование. Я пришла к выводу, что перемена в школе - это смена видов деятельности .

Давайте посмотрим со стороны, как мы ведем себя на переменах:

Кто-то просто ходит по коридору;

Кто-то повторяет домашнее задание по предмету;

Кто-то увлеченно общается с друзьями;

Кто- то спускается в столовую, чтобы перекусить;

Кто-то с друзьями играет в игры;

Кто-то общается по телефону.

Но есть много опасного и нежелательного, что делают дети во время перемены:

На перемене дети дерутся.
Пустяковая ссора по глупому поводу часто перерастает в драку с последствиями для здоровья.

На перемене дети высовываются из окна, толкаются на лестнице, бегают по школьным коридорам.
Баловство до добра не доводит - это известно..

Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…



Почему же ребята ведут себя по-разному?

Оказывается, существуют три типа людей по восприятию окружающего мира.

Так, визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы.

Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей играть на перемене в какую-либо игру или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Я провела опрос среди своих сверстников : «Что нужно сделать, чтобы перемены были интересными, и чтобы ученики не бегали по школе?»

Вот какие предложения высказали учащиеся:

Девочки предлагают, чтобы на переменах включали музыку. Мальчики предлагают играть в подвижные игры, но без травм.

Мальчики и девочки предлагают принести настольные игры или можно сочинять шутки, загадки, или, по возможности, повторить уроки, или их сделать.

В коридорах включать спокойную музыку.

Проводить соревнование между классами:

а) «Самый вежливый класс»;

б) «Самый тихий класс».

Проводить игры в спортзале, фойе.

Поставить в фойе теннисные и шахматные столы.

Проводить радиопередачи и радиолинейки, передачи из жизни школы.

Создать в школе комнату психологической разгрузки, в которой ребята смогут отдохнуть, успокоиться, пообщаться с квалифицированным психологом, который поможет решить какие-либо проблемы.

Поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх.

Помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты.

Сходить в столовую.

После этого опроса я составила таблицу для каждого типа людей и вот что у меня получилось.

Я ещё раз убедилась в том, что каждый из ребят в моём опросе соответствует определённой группе в таблице.


Практическая работа

Я проверила всё перечисленное в таблице в практических ситуациях.

Если в классе звучала музыка, независимо какая по звучанию и содержанию, то на переменках в классе находились одни и те же ребята.

Если я приносила в класс яркие и красочные журналы, то ими интересовались другие ребята.

А если я объявляла о проведении игр в коридоре – то участвовали совсем другие одноклассники.

Я поделилась с одноклассниками интересной информацией, о которой узнала сама. Ребят очень заинтересовало моё исследование и они стали моими помощниками, стали находить разные игры (см. приложение) и интересные материалы.

Например, у нас есть правила поведения на перемене.

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).

2. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

3. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.

4. Умей уступить, не ссорься.

5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

6. Узнавай новые игры и учи одноклассников.

7. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Назначение древних игр было не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах, а так как человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

Я узнала, что игры бывают:

· подвижными («Пятнашки», «Перестрелка», «Вышибалы»,)

· малоподвижными («Колечко», «Цепи кованные»

· спортивными («Городки», футбол, волейбол)

· дидактическими (игры со словами, на внимание)

· настольные

· игры-сцеплялки (игры, в которых присутствует построение, сохраняющееся на протяжении всей игры)

· игры на реакцию

· игры-перетягивания (силовые игры, целью которых необходимость перетянуть противника образом)

· догонялки (водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков

· игры эстафеты

· поисковые игры (игры, в которых нужно искать участников или предметы)

· игры с мячом

· игры на меткость (различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням)

· игры со скакалкой, резинкой и т.д.

Также я узнала, что существуют ритуалы, сопровождающие игру. К предыгровым ритуалам относятся жеребьевка, для распределения участников по командам и считалки, для выбора водящего.

Кроме этого, по уговору после игры победители могут получать какую-либо награду, или побежденные отбыть определенное наказание.
Например, проигравшая команда катает на своих спинах победителей или проигравший становится водящим и т.д.

Я определила, что для перемен в школе подходят игры малой подвижности, настольные, дидактические, так как они не будут вызывать много шума.

Заключение

В заключение могу сказать, что для себя я открыла много интересного в организации содержательного отдыха на перемене. Собранный материал можно использовать как учителю, так и ребятам.

Выполняя проект, я училась проводить социологический опрос, обрабатывать информацию, работала с интернетом, отбирала материал, необходимый для моего проекта, училась систематизировать, выбирать главное, пополнила свой словарный запас.

Я считаю мой проект очень интересным, увлекательным и полезным для школьников любого возраста.


Литература

1. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992

2. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993

http://ru.wikipedia.org

http://www.uchportal.ru


Приложение

Игра «Молекулы»

Правила игры: Вы двигаетесь по классу, как только я называю цифру молекул, вы должны ее образовать. Та группа, в которой «молекул» меньше выходит из игры.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово "земля", то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птиц. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга.

Игра «Горячий мячик»

Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч (например, по часовой стрелке). Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил.

Игра тренирует внимание и скорость движений.

Игра «Чепуха с рисунками»

Чтобы успокоить ребят, играем по рядам в эту игру.

На верхней части листочка каждый игрок за первой партой рисует голову и шею любого существа - человека, птицы, зверя и так далее. Край листка загибается так, чтобы была видна часть шеи. Играющие передают листочки своему соседу по парте, тому нужно продолжить рисунок - пририсовать к шее туловище. Бумага загибается так, чтобы был виден нижний край туловища. К этому краю, после обмена листочками, нужно дорисовать ноги и хвост. А теперь разворачивайте рисунки и любуйтесь на полученные "шедевры"!

Игра «Это я»!

Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «И не я, и не я, и не все мои друзья».

Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»
Топая ногами - «Нет не я, нет, не я, и не все мои друзья!». Итак, начинаем:
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я...)
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)
Кто мороза не боится, на коньках бежит как птица?! (Это я...)
Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я...)
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я...)
Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?! (Нет, не я...)
Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок?! (Это я...)
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)
Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я...)
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)
Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)

Игра «Да – нет»

Друга выручим всегда? Да!
Врать не будем никогда? Да!
В классе списывать ответ? Нет!
Кинуть камень кошке вслед? Нет!
Брать в автобусе билет? Нет!
Ай-ай-ай! Как это "нет"?
Надо брать билет всегда? Да!
Не робеть, когда беда? Да!
Не жалеть для дел труда? Да!
Рук не мыть, когда обед? Нет!
Как же это "не мыть"? Мыть обязательно!
Грязь смывать без следа? Да!
Солнце, воздух и вода? Да!
Мы лентяям шлем привет? Нет!
А тем, кто трудится всегда? Да!

Подвижная игра "Земля, Вода, Огонь, Воздух".


Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно их четырех слов: Земля, Вода, Огонь, Воздух. Если ведущий скажет слово "Земля", тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово "Вода" играющий отвечает названием рыбы, на слово"Воздух" - названием птицы. при слове "Огонь" все должны быстро несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему.

Правила игры: ошибающийся выходит из игры.

Подвижная игра "Наперегонки парами".

Разбившись на пары, ребята перебегают площадку. Чья пара опередит всех, та и победит.
Бегать парами можно и держась за руки крест-накрест.

Подвижная игра "Гуси-лебеди".


Участники игры выбирают Волка и Хозяина, остальные Гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут Хозяин и Гуси, на другой живет Волк под горой. Хозяин выпускает Гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время Хозяин зовет Гусей. Идет перекличка между Хозяином и Гусями:

Гуси-гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, Волк пытается их поймать. Пойманные выходят их игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся Гусь, самый ловкий и быстрый, становится Волком.

Правила игры:

Гуси должны "лететь" по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: "Ну, бегите же домой!"

Подвижная игра "Считай шаги".


Дети собираются на одной стороне детской площадки. Каждому играющему предлагается несколько раз, в произвольном темпе, перебежать на другую сторону, совершая каждый раз все меньшее количество шагов.
Кто сделает это лучше?

Подвижная игра "Подними платок".


Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры:
Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

Подвижная игра "Ванечке нужна одежда".


Играющие образуют круг. На расстоянии одного-двух шагов друг от друга очерчивается мелом каждое место. Из числа играющих выбирается Ванечка. Он стоит в кругу. Все остальные присваивают себе название какой-нибудь одежды: шапка, шарф, носки и т.д. Одним и тем же названием одежды могут назваться несколько детей.
Ванечка говорит: "Ванечке нужен шарф". Шарфы, обежав круг, становятся около Ванечки. Потом он называет другой вид одежды, и повторяется то же самое. Затем Ванечка говорит: "Ванечке нужна вся одежда!"
После этих слов все - и те, которые стояли около него, и те, которые остались не вызванными, покидают свои места и бегут за Ванечкой. Игроки должны следить, когда Ванечка займет какой-нибудь кружок. Тогда они тоже быстро стараются занять какой-нибудь круг.
Оставшийся без места становится Ванечкой.

Правила игры:
Побеждают те, которые ни разу не были Ванечкой.

Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери".


Дочки-матери - детская ролевая игра, имитирующая взрослую семейную жизнь. Инициируют и играют преимущественно девочки (в том числе и мужские роли), что, впрочем, не исключает и участия мальчиков. Четкие правила отсутствуют. Все построено на первоначальной идее и распределении ролей, которые по ходу игры могут легко меняться. Для игры, как правило, используются куклы и всевозможный детский "инвентарь" - игрушечная посуда, белье, интерьеры и т.п.
Играющие дети распределяют между собой роли разных членов семьи, воплощают в игре реальные жизненные ситуации, имитируют поведение родственников и ровесников, разыгрывают актуальные события, вплоть до интонации и поз, воспроизводят общение и отношения внутри своих семей, в детском саду и др. Любой разыгрываемый сюжет густо замешан на свойственных детям фантазии и творчестве в наполнении игры. Дети могут не только имитировать реально увиденное, но и воплощать в игре свои мечты о жизни.
Взрослые должны именно играть, а не диктовать правила игры. Допустимый максимум активности - подать идею, но быть готовым и к отказу. Режиссером-постановщиком должен быть именно ребенок. В противном случае ему останется лишь наблюдать или подражать взрослым, которые активно показывают, "как правильно играть", и как результат - ребенок пожинает неуверенность в себе и ощущение, что только взрослые умеют все делать действительно хорошо.
На время игры родитель должен сделать над собой усилие и забыть "взрослый тон". Окрики, одергивания и воспитательные нотации разрушают игровой мир в одно мгновенье. В игре важны интонации и усердие участников.

Загрузка...